Организовать можно лишь низшее, не высшее.
Николай Бердяев

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Статьи и монографии

Психология активно верующих девушек-мусульманок с точки зрения субъектного подхода- (2007-06-30 11:44:27) 

АВТОР(Ы): Ахмеров Рашад,


 

// Современная психология: многообразие научного поиска / Под ред. Р.А.Ахмерова, С.П.Дырина, А.Л.Журавлева. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2007. – 420 с. (Труды Института психологии РАН). – С. 72-87.

В современном российском обществе одновременно мы наблюдаем две тенденции – это процессы унификации образа жизни, общения, культуры и интерес к традиционным религиям, к традиционным человеческим ценностям, образу жизни и культуре. В силу своей значимости в жизни общества и в жизни отдельного человека, психология религии и личность религиозного человека находили и находят свое отражение в исследованиях отечественных философов, психологов и социологов (В.Р. Бунин, К.П. Воронина, В.В. Знаков, П.А. Кулаков, А.А. Радугин, Б. Раушенбах, С.И. Самыгин, В.А. Соснин, Д.М. Угринович, Э.Г. Филимонов, Г.В. Хлебников и др.) в разных аспектах. Нас интересует психобиографический аспект данной проблемы.


В своей работе мы рассмотрим представителей исламской религии. Исламская цивилизация в процессе расширения вышла за пределы арабоязычного мира. Ислам в России – вторая по численности последователей религия, после православия. Этнических мусульман в России насчитывается более 11 миллионов человек, из них 5 миллионов татар [6].


В России ислам не представляет собой целостного социокультурного монолита [6, с. 3]. Географические особенности региона, культура народов, принявших ислам в России, вносили свои некоторые коррективы. Мусульмане России в основном сунниты ханафиткого мазхаба (религиозно-правовая школа). Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах и поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное влияние на ход политических событий.


В Татарстане ислам внес свой позитивный вклад в становление российского полиэтнического и поликонфессионального общества и российской государственности [5, с. 4]. Опыт мирного сосуществования людей разных национальностей и религий в Татарстане в течение многих столетий достоин изучения. При этом необходимо уделить внимание особенностям менталитета татар и, конечно, «татарстанскому Исламу». В последнее десятилетие в Республике Татарстан мы наблюдаем увеличение числа верующих, как впрочем и по всей России. Среди активно верущих много женщин. Женщина в мусульманской одежде становится привычным явлением.


В любой религии имеются неоднозначные проблемы и вопросы. Одной из спорных вопросов в Исламе является статус и права мусульманки в современном обществе с точки зрения западных ценностей. «Нет вопроса из легиона восточных вопросов более искаженного, чем вопрос женский, на всем протяжении Востока мусульманского. Реформы нужны, громадные реформы, все это так, но ложно понятие о самих дочерях Ислама» [3, с. 19].


На этот вопрос можно ответить с разных точек зрения, по разным критериям, и каждый ответ будет иметь свой обоснованный «верный» ответ. В разных странах, у разных народов имеется ряд различий в статусе и правах женщин-мусульманок. Такое различие, по нашему мнению, является результатом субъективного и исторически культурно обусловленного прочтения и понимания сур Корана и Хадисов Пророка.
В Хадисе Пророка (по Абу-Дауд) написано: «Если человек верует в Аллаха и последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Если женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставить в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо» [3, с. 9]. Толкование Хадиса: «…Хадис со всей ясностью свидетельствует о тонкости и нежности женщин, что обязывает мужчин учитывать это в обращении с ними. Как известно, самым тонким в ребре является ее верхняя часть. Употребление в хадисе слово «искривление» является образным, чтобы подчеркнуть особенность характера женщины. И если требуется оказать воспитательное воздействие на женщину, то со стороны мужа необходима мягкость и тактичность. В противном случае ребро может сломаться, а «сломать» женщину значит развестись с ней» [3, с. 9–10].


Важно отметить то, что Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности [3, c. 9]. На женщину возложена великая по своей значимости функция – сохранение человеческого рода – рождение ребенка и воспитание. Мусульманские ученые говорят: «учишь мужчину – учишь одного человека, учишь женщину – учишь нацию». Соблюдение прав женщин мужчинами, с точки зрения женской природы, строго контролируется Всевышним. Притеснение и ущемление прав женщин строго наказуемо [3, с. 15].


Можно долго по-разному рассуждать на эту тему... Мы рассмотрели этот вопрос психобиографически, с точки зрения самых мусульманок, на основе субъектного подхода. Субъектный подход разработан и отражен в трудах отечественных психологов (К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейн и др.). Принимая основные положения субъектного подхода в отечественной психологии, мы считаем, что можно говорить об объектном и субъектном подходах в изучении и решении человеческих проблем. В отличие от объектного подхода, в субъектном подходе проблема рассматривается с точки зрения самого субъекта [1]. По нашему мнению, рассмотрение проблемы глазами самого субъекта позволяет более адекватно раскрыть и решить проблему. Именно субъективное мнение личности его убеждения и т.д. являются основой его активности в различных обстоятельствах, ситуациях. Предметом нашего исследования мы выбрали субъективную картину жизненного пути мусульманок. В субъективной картине жизненного пути проявляются психобиографические характеристики личности (характеристики личности как субъекта жизни) и особенности ее жизненной программы [1; 5].

Статья полностью

 
liveinternet.ru