Рекомендуем посетить:
|
|
|
 |
|
ОБУЧЕНИЕ /
Программы
Комментарий к программе «Философия психотерапевтической практики»:- (2006-10-17 08:05:51)
Психотерапевтическое
мировоззрение и психотерапевтическое мышление отличны от бытовых
форм. Фр.Перлз называл это способностью к дифференциальному мышлению
и описывал как «творческое безразличие» . Под этим понимается
способность находиться в «нулевой» точке, откуда видны и одна
и другая стороны процесса. Р. Мэй писал, что человеческая свобода
локализована в паузе между стимулом и реакцией. Формирование
психотерапевтического мировоззрения и психотерапевтического мышления
предполагает развитие способности к терапевтической паузе
. Назовем важнейшие положения в этой связи.
-
Гештальт-терапия
это не только профессия. Это культурная практика. Философия
психотерапевтической практики предполагает отказ от абстрактного
«кичевого» гуманизма (имеется в виду «кич», описанный М.Кундерой
в романе «Невыносимая легкость бытия» и понимаемый коротко
как «мир, в котором нет говна» ). Отказ от «кичевого»
гуманизма — это отказ от бытовых понятий о «правде», «помощи»,
«добре и зле» и т.д. Это также отказ от бытовых представлений
об эффективности психотерапии. Абстрактный гуманизм это всегда
коллективная идеальная программа. Психотерапия же – это всегда
индивидуальный проект, учитывающий реального человека и целостность
его бытия. Невозможно понять, куда двигаться, если не знаешь,
где находишься в данный момент.
-
Гештальт-терапия
как гештальт-анализ. Философия гештальт-анализа
предполагает, что мы делаем акцент не на содержании рассказа,
а на том как рассказ клиента провоцирует терапевта на определенные
отношения с данным клиентом, на том как в динамике этих отношений
воссоздается незавершенная ситуация в жизни клиента. Используя
осознавание своих чувств в процессе терапии, терапевт
не сливается со своими чувствами, включает паузу ,
в течение которой он выбирает как именно с данным конкретным
клиентом предъявить себя на границе контакта, сохраняя аутентичность
и профессиональную позицию.
-
Профессиональное
самосознание психотерапевта представляет собой индивидуальный
«миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Не существует «нейтральной»
терапии, как и «нейтральной» супервизии. На эти процессы неизбежно
влияет личная история терапевта и супервизора, их личная философия
практики, социальный контекст образования, личность руководителя
обучающих программ и т.д. Выбор заниматься психотерапией означает
для терапевта выбор делать что-то со своей жизнью, реализовывать
какую- то собственную программу. Это проявляется в знаках
и акцентах посланий, которые терапевт отправляет клиенту.
В индивидуальном «мифе» терапевта всегда скрыта его личная
тревога. Осознавание терапевтом своего экзистенциального выбора
- основа глубинной супервизии. Терапевт и супервизор находятся
не только в профессиональном контакте. Они также состоят в
отношениях с профессиональным сообществом и, одновременно,
находятся в некоторой смысловой точке собственной жизни.
-
Терапевт неизбежно
проходит кризисные точки в своем индивидуальном развитии.
Способность к паузе препятствует бытовому отреагированию
кризисных состояний. Экзистенциальная боль психотерапевта
и его неудачи могут стать ресурсами в том случае, если он
способен обращаться с ними как с опытом, признавая
свои ценности и свои ограничения. Важно , что происходит.
Но гораздо важнее как человек относится к тому,
что с ним происходит и осознавание того, как он выбирает
обращаться с этим отношением.
Программа
" ФИЛОСОФИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ"
|
|