Мы никогда не являемся людьми абстрактно, а являемся людьми так, как умеем быть людьми.
Мераб Мамардашвили

 
 

+ ОБУЧЕНИЕ / Программы

Комментарий к программе «Философия психотерапевтической практики»:- (2006-10-17 08:05:51) 


 

Психотерапевтическое мировоззрение и психотерапевтическое мышление отличны от бытовых форм. Фр.Перлз называл это способностью к дифференциальному мышлению и описывал как «творческое безразличие» . Под этим понимается способность находиться в «нулевой» точке, откуда видны и одна и другая стороны процесса. Р. Мэй писал, что человеческая свобода локализована в паузе между стимулом и реакцией. Формирование психотерапевтического мировоззрения и психотерапевтического мышления предполагает развитие способности к терапевтической паузе . Назовем важнейшие положения в этой связи.

  1. Гештальт-терапия это не только профессия. Это культурная практика. Философия психотерапевтической практики предполагает отказ от абстрактного «кичевого» гуманизма (имеется в виду «кич», описанный М.Кундерой в романе «Невыносимая легкость бытия» и понимаемый коротко как «мир, в котором нет говна» ). Отказ от «кичевого» гуманизма — это отказ от бытовых понятий о «правде», «помощи», «добре и зле» и т.д. Это также отказ от бытовых представлений об эффективности психотерапии. Абстрактный гуманизм это всегда коллективная идеальная программа. Психотерапия же – это всегда индивидуальный проект, учитывающий реального человека и целостность его бытия. Невозможно понять, куда двигаться, если не знаешь, где находишься в данный момент.

  2. Гештальт-терапия как гештальт-анализ. Философия гештальт-анализа предполагает, что мы делаем акцент не на содержании рассказа, а на том как рассказ клиента провоцирует терапевта на определенные отношения с данным клиентом, на том как в динамике этих отношений воссоздается незавершенная ситуация в жизни клиента. Используя осознавание своих чувств в процессе терапии, терапевт не сливается со своими чувствами, включает паузу , в течение которой он выбирает как именно с данным конкретным клиентом предъявить себя на границе контакта, сохраняя аутентичность и профессиональную позицию.

  3. Профессиональное самосознание психотерапевта представляет собой индивидуальный «миф», не всегда отчетливо осознаваемый. Не существует «нейтральной» терапии, как и «нейтральной» супервизии. На эти процессы неизбежно влияет личная история терапевта и супервизора, их личная философия практики, социальный контекст образования, личность руководителя обучающих программ и т.д. Выбор заниматься психотерапией означает для терапевта выбор делать что-то со своей жизнью, реализовывать какую- то собственную программу. Это проявляется в знаках и акцентах посланий, которые терапевт отправляет клиенту. В индивидуальном «мифе» терапевта всегда скрыта его личная тревога. Осознавание терапевтом своего экзистенциального выбора - основа глубинной супервизии. Терапевт и супервизор находятся не только в профессиональном контакте. Они также состоят в отношениях с профессиональным сообществом и, одновременно, находятся в некоторой смысловой точке собственной жизни.

  4. Терапевт неизбежно проходит кризисные точки в своем индивидуальном развитии. Способность к паузе препятствует бытовому отреагированию кризисных состояний. Экзистенциальная боль психотерапевта и его неудачи могут стать ресурсами в том случае, если он способен обращаться с ними как с опытом, признавая свои ценности и свои ограничения. Важно , что происходит. Но гораздо важнее как человек относится к тому, что с ним происходит и осознавание того, как он выбирает обращаться с этим отношением.

Программа " ФИЛОСОФИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ"

 
liveinternet.ru