«Психология
на 90 процентов – это психология “человека обусловленного”, детерминированного,
равного самому себе. Оставшиеся 10 процентов дают ему шанс стать
действительно человеком, “выйти за пределы” самого себя... Я хотел
бы посвятить эту школу известному ученому – Илье Пригожину, недавно
умершему. Он не психолог, – химик, лауреат Нобелевской премии.
Исследуя неорганические соединения и происходящие в них процессы,
Пригожин сделал вывод: нет жесткой заданности, цепочка детерминированности
даже в неорганике разрывается, и варианты дальнейшего хода событий
могут приобретать самый неожиданный характер. Даже в неорганике...
Стоит ли говорить о человеческой жизни, судьбе? Человек свободен...»
– такими словами открыл Первую летнюю школу по экзистенциальному
консультированию руководитель ее программы, доктор психологических
наук Д.А.Леонтьев.
Проходила Школа с 15 по
22 июня текущего года близ прекрасного подмосковного города –
Звенигорода. Главным ее организатором выступал Институт экзистенциальной
психологии и жизнетворчества (директор Института – Д.А.Леонтьев).
Участники съехались из самых неожиданных мест России и ближнего
зарубежья. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, география адресов
включает Набережные Челны, Кемерово, Киров, Нижний Новгород, Томск,
Пыть-ях (Сибирь), Таллин (Эстония).
Как водится во всех летних
школах, прожито по 25 часов за каждые сутки. Вводные лекции, обсуждения
“в круге”, психотерапевтические этюды, учебно-терапевтические
упражнения, мужественная работа участников по выстраиванию отношений
(то, что профессионал отстраненно назвал бы “групповой динамикой”),
просмотр художественных и документальных фильмов, внеурочное общение
с гитарой, песни по ночам – всего не перечислишь. Шутки, анекдоты
и притчи, резюмирующие теорию, своей остротой и честностью определяли
всю атмосферу школы.
Однако читатель, вероятно,
ожидает, когда приоткроется дверка в тематическое содержание школьной
программы. Несовершенство и риск, усилие и преодоление, жизнетворчество
ребенка и родительское воспитание, биография и выбор, понимание
и открытие, встреча и одиночество – темы школьных дней. Но все-таки,
нам думается, центральной темой, вокруг которой выстроилась вся
школьная жизнь, стала тема Встречи : с миром, с Другими,
с собой и своей жизнью.
“Скажи мне, что ты делаешь
со своей жизнью, и я скажу, кто ты”, – авторство не установлено,
но, точно, – “школьное”. Итак…
Вначале было слово
В день заезда, получив
ключи, освоив временные “жилища”, исследовав окрестности, мы,
наконец-то, собрались все вместе. Увидели и услышали друг друга.
Нас много. Мы очень разные... Студенты и преподаватели, аспиранты
и уже “остепененные”, психологи, психотерапевты, педагоги…Те,
кто уже состоялся в профессии, и совсем новички. Приверженцы различных
психотерапевтических подходов. Яркие, творческие люди, приехавшие
со своими идеями и даже авторскими фильмами, готовые щедро делиться
своим профессиональным и жизненным опытом.
Дмитрий Алексеевич
Леонтьев и Елена Ростиславовна Калитеевская (Москва)
– символические “родители” новорожденной школы. Дмитрий Алексеевич
“вел” школу, а Елена Ростиславовна “вела” группу (хотя временами
мы “велись” вполне самостоятельно).
Чтобы сократить путь участников
друг к другу, Елена предложила психотерапевтическую игру, заполнившую
все время и пространство первого школьного вечера, и упоминаемую
на протяжении всей школы. Выбор, снова выбор... Что и как мы делаем
с собственной жизнью? Я – в ответе за содеянное или перекладываю
ответственность на другого? Свобода или претерпевание? Вправе
ли мы вмешиваться, влиять на жизнь другого? Как дóлжно
бы относиться к тайне человеческой жизни?.. Вне попытки ответить
на эти вопросы наша профессия может
превратиться в бездумное, жестокое ремесло. Если “ психотерапевт
работает собой …”, то какова же личность человека, избравшего
поприще психотерапии: “душевед” или “душегуб”?
В начале работы у нас были
очень разные, порою противоречивые чувства и ожидания. У каждого
это выражалось по-своему. “Экзистенциальная тревога и как с ней
не бороться... Из публикаций словечко "не"
постоянно выкидывали...”, – шутил Дмитрий Алексеевич. Но в какой-то
момент произошел совершенно естественный “перелом”, участники
примирились с непредсказуемостью грядущего, неизбежностью неведения,
с отсутствием гарантий “в обучении и отношениях”. Стало ясно,
что выстраивать отношения придется самим, а чтобы быть услышанными
друг другом, нужно говорить и, желательно, вслух… И школа зажила
своей собственной жизнью.
Мы познали причины и следствия,
а также то, что есть вещи совершенно ни с чем не связанные (и
не мечтайте!). Рашад Ахмеров (Набережные Челны)
– один из разработчиков направления LifeLine и каузометрии.
Этот немногословный человек, структурируя время жизни, не вступая
на территорию личных подробностей каждого, показал нам дорогу
к человеку-автору собственной жизни, остро чувствующему наполненность
или опустошенность своего настоящего, реализованность или нереализованность
в прошлом, перспективу будущего или кризис бесперспективности.
Всего на несколько часов
приехала к нам Елена Мазур (Москва). Она познакомила
участников школы с экзистенциально-соматическим подходом в работе
с психической травмой. Это был Урок открытости и искренности.
Работа с психической травмой – встреча Двоих, требующая от человека
мужества и терпения, будь он клиентом или психотерапевтом.
Светлана Кривцова
и Наталья Дедко (Москва) приблизили к нашей аудитории
идеи Альфрида Лэнгле, известного своими работами в области теории
и методологии экзистенциально-аналитического подхода в психотерапии.
В этот день центральными темами стали: Могу ли я быть в этом Мире?
– о способности выдерживать, опираться, доверять. Нравится ли
мне моя жизнь? – о любви, ценностях, способности печалиться. Имею
ли я право быть таким, каков я есть? – о выборе, совести, уважении.
И, наконец, каков смысл моей жизни? Ради чего я живу? Светлана
и Наталья показали, как позиция человека “прорастает” в его жизнь,
и что хозяин и позиции, и жизни – сам человек. К тому же, нам,
участникам школы, был дан шанс поработать с личным доверием Миру
прямо здесь, в нашей группе.
Единственный “общешкольный”
выход на природу случился на шестой день работы. Вячеслав
Летуновский (Москва) поведал нам об экзистенциально-инициальном
(“жизнеизменяющем”) подходе Калфрида Дюркхайма и предложил практическую
работу на вольном воздухе с деревянными японскими мечами ( боккенами
). Какое счастье сесть на траву, вдохнуть полной грудью и...
Представшее в следующие минуты перед глазами зрелище завораживало!
Со стороны все казалось красиво и просто. Но вот – меч
в руках! И снова – встреча с собой, но совершенно иное ощущение
тела, Мира, Партнера. Никакой двусмысленности. Удар мечом, подчеркнул
Вячеслав, – всегда либо “да”, либо “нет”. “У каждого из Вас сейчас
есть один удар. В нем – вся ваша жизнь ! Проживите ее
в этом единственном ударе!” Какая сосредоточенность и серьезность
на лицах участников! То, как мы можем выстраивать отношения с
партнером, показали упражнения в парах.
Над поляной, где занималась
группа, долго кружили два ворона. Кто-то рассказал легенду о том,
что поле это действительно когда-то было местом исторических сражений
между князьями Москвы и Звенигорода. “Они ждут...”
Кое-кто умудрился посадить
занозу совершенно гладким, отполированным японским мечом. Увидев
каплю крови, Вячеслав улыбнулся: “У Вас настоящая инициация
...”
С большим нетерпением мы
ждали приезда Елены Яцуты (Кемерово). Елена гостила
у нас всего два дня, но радость Встречи с живым, искренним и очень
талантливым человеком жива в нас и сейчас, когда мы пишем эти
строки. Она представила оригинальный и очень бережный по своей
сути подход к человеку. Не напрямую, а опосредованно – через текст
, его содержание. Подход замечателен тем, что каждый в открывшемся
перед ним “пространстве понимания” открывает свои истины.
Влияние психолога сведено к минимуму. Огромное уважение к человеку,
неприкосновенность личностного, сакрального.
Материалом для этого занятия
послужил диалог Мартина Бубера и Карла Роджерса,
текст которого был опубликован в № 4 Московского психотерапевтического
журнала за 1994 год. Вопрос: был ли диалог, произошла ли Встреча
между двумя известнейшими людьми? Читали дважды по ролям, с остановками
и без... Такого накала страстей школа не знала ни “до”, ни “после”.
И когда Елена сказала: “Все. Время, к сожалению...”, мы вдруг
очнулись и замолчали. Стало стыдно и хотелось просить друг у друга
прощения... “Это нормально. Так поначалу и бывает... Вернее, “без
этого” ничего не бывает...”. Надеемся, кое-чему научились.
Потом – молчание...
Приезда Федора Ефимовича
Василюка ждали с первых дней школы.
Интригу сохранить не удалось, информация все-таки “просочилась”.
То здесь, то там говорили: “Василюк... Молчание...”
Елена Калитеевская: “Пауза
– это замечательно, во время паузы часто происходит самое главное...”.
И, обращаясь к Д.А.Леонтьеву: “Нужно готовить людей к приезду
Василюка...”
Хотя, помнится, некоторые
участники до конца оставались в счастливом неведении: “Ой! А я
десять кассет заказала, чтобы записать текст Василюка!”, – смеялась
одна из участниц школы после “марафона молчания”. Когда включили
диктофоны, Федор Ефимович пошутил: “Будем записывать взмахи крыльев...”
Молчания ждали... Что было
в том неторопливом, радостном ожидании? Обещание Встречи с собой
подлинным. В потоке бесед, дискуссий, “мозговых штурмов”, жарких
споров душа искала и ждала – молчаливой прохлады, родниковой воды,
тишины, беседы с собой, Встречи с собой… Размышления о вещах извечных,
важных и в то же время – простых, ясных и чистых, как первая улыбка
младенца, как молитва старика.
Поначалу трудно было войти
в молчание: насыщенность дней взбудоражила, накалила нас, кажется,
до предела. И ветерок молчания принес с собой высвобождение, отдохновение,
а кому-то – утешение и утишение боли... Участники школы открыли
в эти минуты доверие, внимание к себе и другому, чувство единения,
любви и принятия, терпеливость и терпимость. Остаток дня многие
провели в задумчивости, не хотелось разрушать обретенное…
Мы были единодушны в своих
чувствах и мнениях: то было прекрасное завершение школы.
Прощание
Школа была со-бытием и
стала Событием. В памяти надолго сохранятся ставшие близкими –
лица, имена, голоса... Вечера (за полночь!) с Дмитрием Алексеевичем
и Еленой: стихи, гитара… Мелодия заканчивается, звучит последняя
нота, и ладонь бережно прижимает струны.
Участники
школы:
Ольга
Бачинина,
Наталия
Лобанова