Жизнь - это то, что с вами случается как раз тогда, когда у вас другие планы.
Джон Леннон

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Статьи и монографии

Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях- (2005-11-11 10:06:33) 

АВТОР(Ы): Рассказова Е.И.


 

// Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ, 2005. С. 100-103.

Решение проблемы реабилитации личности в экстремальных условиях, создание программы реабилитации – задачи, решить которые невозможно без учета тех психологических факторов, которые влияют на переживание психотравмы и совладание со стрессовой ситуацией. Психология стресса, психология мотивации и смысла предложили множество разнообразных концепций и конструктов (локус контроля, оптимизм, согласованность, жизнестойкость, базисные убеждения и др.), призванных выступать в качестве ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями. С ними соседствует множество психотерапевтических техник и тренингов, направленных на их поддержание и развитие. Однако до сих пор нет четкого ответа на вопрос - насколько необходимы и достаточны эти модели, насколько применимы они к реальности? Другая сторона медали – множество интересных и точных психологических описаний поведения, психосоматических изменений и разных фаз и этапов переживаний в экстремальных ситуациях (например, M . Horowitz et al , 1989, Ю.А.Александровский и соавт., 1991, М.М.Решетников и соавт., 1989, 1990) при явной недостаточности теоретических моделей, раскрывающих стоящие за этими фазами психологические факторы. Цель данной работы – поиск единой модели психологических ресурсов в процессе реабилитации.

Б.С.Братусь в докладе, посвященном Б.В.Зейгарник, говорил, что свой способ совладания с трудностями она называла «опорой на несуществующие костыли» - так, как если бы они были. Человек, переживающий или переживший психотравмирующую ситуацию, самостоятельно или в процессе психотерапии опирается на такие психологические «костыли», находит психологические ресурсы совладания с ситуацией. Однако, как показывает пример Б.В.Зейгарник, костыли эти могут быть реальными, а могут быть придуманы самим человеком – его волевым решением.

Рассмотрим вариант, когда они реальны – когда есть те ресурсы – система убеждений и диспозиций, смыслов, на которые человек может опереться в процессе саморегуляции в экстремальных условиях или в процессе реабилитации и психотерапии. Каковы эти ресурсы? Ф.Е.Василюк (1984), разводя понятия стресс, фрустрация, конфликт и кризис, обосновывает четыре категориальных поля, соответствующих жизненным мирам, - витальность, деятельность, сознание и воля. На наш взгляд, ресурсы совладания с экстремальными ситуациями удобно относить именно к этим категориальным полям. Соответственно, можно разделить и техники, часто используемые в процессе реабилитации и психотерапии – в зависимости от того, на поддержание какие ресурсов совладания они направлены. На поддержание витальности – интереса, желания, активности – направлены многие техники телесной психотерапии (например, Е.С.Мазур, 2003), техники фокусирования (Ю.Джендлин, 2000). Основная их цель – пробудить в человеке желание жить, справляться с ситуацией, чтобы затем опереться на это желание, интерес при работе с психотравмирующими переживаниями. Опора на деятельность при реабилитации подразумевает акцент на активность человека в преодолении трудностей, на его стремление действовать и побеждать. «Попробуй сделать это» - эта техника часто применяется не только в бихевиоральной психотерапии, но и в когнитивной, арт-терапии, телесной психотерапии, гештальт-терапии. Наконец, сознание включает понимание того, как и почему я поступаю в той или иной ситуации, выбор, согласование конфликтующих мотивов. К этому категориальному полю относятся некоторые техники психоанализа, экзистенциальной психотерапии, гуманистической психотерапии. Работа в этом поле – это попытка осознания того, что эмоция, аффект, вина, переживание – это некоторое явление, имеющие свои причины и следствия. Тогда они перестают застилать все вокруг (как, например, явления «вторжения» воспоминаний, чувство вины, страх), и возможна дальнейшая реабилитационная или психотерапевтическая работа. В качестве иллюстрации можно вспомнить распространенную технику ситуационной реконструкции (например, S . Maddi , 1997, 1998) – событие рассматривается в расширенной перспективе, рассматриваются и анализируются его причины и возможные следствия, что приводит к переоценке угрозы и негативности самого события, его роли в жизни человека в целом.

Предложенная нами схема разделения ресурсов на основе категориальных полей Ф.Е.Василюка – лишь один из возможных вариантов, но он позволяет систематизировать психотерапевтические техники (какова функция каждой из них?) в процессе реабилитации. Соотнося с ней личностные конструкты в психологии стресса, можно понять, на активацию какого «поля» - витальности, деятельности, сознания – они ориентированы, какова, следовательно, их разрешающая способность. Приведем только один пример. В концепции С.Мадди (1998) жизнестойкость – система убеждений, позволяющая человеку воспринимать события как менее стрессогенные и успешно справляться с ними. Она включает 3 компонента: вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное) , контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций). Вовлеченность поддерживает витальность, активность человека. Контроль и принятие риска связаны с готовностью человека к деятельности вопреки трудностям. Наконец, готовность извлекать опыт из сложившихся ситуаций, действовать в ситуации неопределенности призвана активировать сознание, справиться со сложностью внутреннего мира. Иными словами, жизнестойкость – ресурс, направленный в большей мере на поддержание витальности и деятельности, в меньшей – на поддержание активности сознания.

Мы намеренно не рассмотрели последнего категориального поля, предложенного Ф.Е.Василюком – волю, поскольку проблема воли тесно связана со вторым упомянутым нами случаем: представим, что человек, не имеющий и не искавший ресурсов в экстремальных условиях не испытывает стресса, фрустрации, конфликта. Где можно найти силы, если их нет? Одно из немногих объяснений таких «несуществующих костылей» предлагает экзистенциальная психология. Человек, принимающий на себя ответственность за то, что происходит и произойдет в его жизни, приходит к вопросу – «если не я, то кто?». Убеждения и диспозиции – те ресурсы, которых у него нет – рождаются в деятельности, в процессе совладания с трудной ситуацией. Это волевое решение, которое принимает человек, переводит ситуацию стресса, фрустрации или конфликта на более высокий уровень. Человек принимает и трудность, и сложность того мира, в котором он живет и действует. Психологические механизмы этого явления в настоящее время не ясны, и это вопрос для дальнейших исследований, однако важен сам факт того, что мотивационно-смысловая сфера личности может в экстремальных условиях не только являться ресурсом, но и сама формироваться в процессе деятельности человека.

Итак, поиск психологических ресурсов и опора на эти ресурсы, как правило, является ключевым моментом как в саморегуляции, так и при реабилитации в экстремальных условиях. Если человек убежден в своих силах контролировать происходящее, готов активно действовать и преодолевать трудности и эти убеждения остались непоколебимы в экстремальных условиях – ему достаточно опереться на эти психологические ресурсы. Если же (значительно чаще) это не так, необходим кропотливый поиск психологических ресурсов, которые позволят восстановить и сохранить уверенность и самообладание. Существует однако и второй вариант саморегуляции – при опоре не на психологические ресурсы, а через собственно экзистенцию. Личность принимает свою ответственность за происходящее и то, что случится – и отношение мотивационно-смысловая сфера личности – саморегуляция обращается. Действуя в экстремальных условиях, вопреки переживаниям личность изменяет, формирует собственные убеждения и диспозиции.

 
liveinternet.ru