БИБЛИОТЕКА /
Статьи и монографии
Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации- (2005-11-09 08:54:10)
АВТОР(Ы):
Рассказова Е.И.
Гуманитарные проблемы
современной психологии (Известия Таганрогского государственного
радиотехнического университета, 2005, № 7). – С. 124-126.
Переживание
психотравмы – одна из ключевых областей психологической реабилитации.
Независимо от того, говорим ли мы о ПТСР или переживании актуального
стресса, травматическая ситуация влияет на базисные убеждения человека,
«проверяя» их на прочность, а в некоторых случаях – и полностью
подрывая их (Р.Яноф-Бульман, М.Горовитц). Однако то, что является
мишенью стрессоров, становится главным помощником психотерапевта
в процессе реабилитации. Как гласит пословица: «отчего заболели,
тем и лечитесь». Перед психологией стресса встает два вопроса: как
мотивационно-смысловая сфера личности, ее диспозиции опосредствуют
связь травматической ситуации и переживания и совладания со стрессом;
какие ресурсы мотивационно-смысловой сферы личности можно использовать
в процессе реабилитации.
С целью ответа
на первый вопрос создаются различные концепции факторов стресса:
локус контроля (Дж.Роттер), оптимизм (М.Селигман), согласованность
(А.Антоновский), базисные убеждения (Р.Яноф-Бульман) и т.п. Фокус
внимания исследователей в русле позитивного подхода к стрессу направлен
на то, какие личностные особенности приводят к успешному совладанию
со стрессом. Соответственно, реабилитация предполагает выявление
и развитие, изменение этих особенностей. Открытым при этом остается
вопрос о том, является ли каждая из этих концепций достаточной.
Почему выбран именно такой конструкт? Чем объясняется его структура?
Психотерапевтический
опыт работы с психотравмой (например, Б.Колодзин, И.Ялом) показывает,
что она, как правило, затрагивает личность в целом – и поэтому реабилитация
не может быть «тренировкой» какого-либо одного качества, она должна
быть комплексной. Комплексная реабилитация предполагает системную,
методологическую основу, ответ на вопрос: как личность в целом реагирует
на стресс, что травматическая ситуация означает для личности? Наиболее
последовательно системный подход к стрессу, анализ на уровне личности
в целом реализован в экзистенциальной психологии [1]
. Переживание психотравмы включает в себя и страх, и тревогу
(в том числе тревогу небытия в той или иной форме), и бессмысленность,
и изоляцию, и чувство вины, и фиксацию на прошлых воспоминаниях
и переживаниях (И.Ялом). Нельзя сказать заранее, какие переживания
будут присутствовать с структуре, как можно на них повлиять.
В свете всего
сказанного подход на уровне личностных диспозиций может показаться
чрезмерным упрощением проблемы. Это не так. Выявление факторов стресса
– это выявление ресурсов человека. Однако важно дополнительно решить
вопрос о том, как те или иные убеждения связаны с самыми разными
переживаниями в структуре стресса, а не с переживанием стресса «вообще».
Наиболее близко к ответу на этот вопрос подошел С.Мадди в концепции
жизнестойкости, созданной в русле экзистенциальной психологии. Жизнестойкость
представляет собой систему убеждений человека о себе, мире и отношениях
с ним, которая состоит из 3 компонентов (вовлеченности, контроля
и принятия риска) и способствует оценке событий как менее травматических
и успешному совладанию со стрессом. Согласно теории С.Мадди, человек
постоянно совершает выбор: «выбор прошлого» (привычного и знакомого)
или «выбор будущего» (нового, неопределенного и непредсказуемого).
Постоянный выбор прошлого приводит к отчуждению в форме вегетативности
(сочетания бессмысленности и бессилия), бессилия, нигилизма (отрицания
смысла), авантюризма (поиска смысла вне привычной деятельности).
В основе «программы улучшения жизни», разработанной С.Мадди, лежит
изменение паттерна выбора прошлого. Жизнестойкость в этом процессе
является необходимым ресурсом, на который человек может опереться
при выборе будущего. Рассмотрим, как реализуется эта концепция на
двух уровнях: теоретическом (соотношение жизнестойкости и комплекса
переживаний в травматической ситуации) и практическом (роль жизнестойкости
в процессе реабилитации).
Соотношение
жизнестойкости и комплекса переживаний в травматической ситуации
. Страх и тревога в подавляющем большинстве случаев являются
непременным спутником психотравмы. Хотя сами страх и тревога оказывают
разрушающее воздействие, их осознание и принятие приносит катализирующий
эффект (И.Ялом). Однако осознание и принятие требует уверенности
в своей способности справиться с переживаниями (как пишет Б.Колодзин,
«обрести внутреннее равновесие снова и снова»), уверенности в том,
что только активность человека в мире может привести его к новому
опыту, новому смыслу переживаний (В.Франкл). В первом случае ключевую
роль играет такой компонент жизнестойкости как контроль, во втором
– вовлеченность и принятие риска, способствующие активности человека,
несмотря на неопределенность и тревогу. Преодоление бессмысленности
и изоляции тесно связано с вовлеченностью – убеждением, что, только
будучи активным, только в «реальных отношениях» (И.Ялом) можно найти
что-то интересное и осмысленное. Наконец, фиксация на прошлых воспоминаниях,
вина за прошедшее является прямым следствием частого «выбора прошлого».
Убеждение в том, что в будущем есть смысл, что любой опыт в перспективе
будущего важен (т.е. вовлеченность и принятие риска) способствует
более частому «выбору будущего», переоценке травматического опыта.
Роль
жизнестойкости в процессе реабилитации . Жизнестойкие убеждения,
согласно С.Мадди, могут быть сформированы. В рамках «программы улучшения
жизни» предлагаются 3 основные техники работы с переживаниями: ситуативная
реконструкция, фокусирование, компенсаторное самосовершенствование
[2] . Рассмотрим, как реализуются
положения теории С.Мадди на каждом этапе:
При ситуативной реконструкции стрессовые обстоятельства
рассматривались в расширенной перспективе (например, временной),
представлялись лучшие и худшие альтернативы и т.п. Жизнестойкость
в данном случае является ресурсом: изменение перспективы видения
проблемы не создает нового смысла (В.Франкл), но стимулирует
интерес, вовлеченность, позволяет иначе взглянуть на свои возможности
контролировать ситуацию и ее исход. Понятно, что ситуативная
реконструкция приводит к психотерапевтическому эффекту лишь
тогда, когда «почва» для нее уже подготовлена, когда выбор прошлого
не является привычным для человека.
Фиксация на прошлых воспоминаниях, характерная для психотравмы,
требует развития вовлеченности, интереса к будущему – этой цели
служит фокусирование (Ю.Джендлин). С той же целью
в отечественной психотерапии часто используются техники работы
с телесностью (Е.Мазур). Такие техники позволяют найти ресурсы
вовлеченности, недоступные человеку при фиксации на «выборе
прошлого», на уровне тела и осознать, принять их. «Чувствуемые
ощущения беспокойства, неопределенности, скрытой сложности»
(Ю.Джендлин) – это встреча с теми переживаниями, которые и отвергаются
при психотравме, причем встреча, которая позволяет контролировать
и принять их (этапы «задавания вопросов» и «принятия», по Ю.Джендлину).
При компенсаторном совершенствовании делается акцент
на другой проблеме, связанной с данной. Согласно С.Мадди, есть
проблемы, которые изменить не удается, и тогда надо научить
человека работать с тем, что возможно изменить. Как говорилось
выше, переживание – сложный комплекс, возможно, в нем не все
можно изменить – но что-то можно. По сути эта техника представляет
собой уже не опору на ресурсы жизнестойкости, поддержание жизнестойкости,
вовлеченности в травматической ситуации.
Модель жизнестойкости
является примером построения психологической реабилитации в целом,
работы с комплексными переживаниями. Это движение от феноменологии
переживания стресса и проблемы личностного опосредствования этого
переживания к выявлению структуры факторов совладания со стрессом
и возможностей воздействия на эти факторы. «Выбор прошлого» или
«выбор будущего», который мы совершаем, обусловлен тем, насколько
мы считаем важным быть активным и заинтересованным, насколько уверены
в своей возможности справляться с трудностями. Эти убеждения могут
являться ресурсами в работе психотерапевта, а могут быть основной
мишенью работы (при разрушении системы базисных убеждений в травматической
ситуации) – это определяется конкретной проблемой, особенностями
переживания психотравмы.
[1]
Близкая методология используется в гештальт-терапии (Ф.Перлз),
в подходе Б.Колодзина.
[2]
Техники можно рассматривать и как этапы, поскольку каждая последующая
техника используется, если предыдущая оказалась недостаточно эффективной.