Рекомендуем посетить:
|
|
|
 |
|
БИБЛИОТЕКА /
Статьи и монографии
Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора- (2005-12-30 17:13:09)
АВТОР(Ы):
Леонтьев Дмитрий,
Мандрикова Е.Ю.
//Вестник
Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2005. № 4. С. 37-42.
В настоящее
время в области психологии, изучающей проблемы выбора и принятия
решения, существует два крупных направления. К первому относятся
классические теории рационального выбора, где критерии выбора лежат
в успешности и оптимальности деятельности, а ко второму направлению
примыкают экзистенциальные теории выбора, в которых критерии выбора
полагаются внутри субъекта в качестве ценностей и смыслов.
Одним из крупных представителей второй линии является американский
психолог С. Мадди (Maddi, 1998), который описал так называемую «экзистенциальную
дилемму», встающую перед каждым человеком в его повседневных выборах:
выбирается либо неизменность, воспроизведение прошлого, статус-кво,
чреватое чувством вины за упущенные возможности, либо неизвестность,
новое будущее, несущее в себе риск и чреватое чувством тревоги непредсказуемого
Согласно теории Мадди, разные люди по своему психологическому складу
могут быть склонны к одному или другому выбору. Вместе с тем альтернативы
не эквивалентны: выбор неизвестности расширяет возможности найти
смысл, а выбор неизменности их ограничивает. С этими взглядами перекликается
и типология жизненных миров как форм структурирования взаимоотношений
с миром (Леонтьев, 2004). В данном случае нам представлялось важным
на эмпирическом материале продемонстрировать релевантность этой
дилеммы обыденным ситуациям и частично описать её феноменологию.
Исследование проводилось на первом курсе вечернего отделения психологического
факультета МГУ во время проведения общепсихологического ознакомительного
практикума в трех аудиториях
. Сначала в общей аудитории всем предлагалось перейти в одну
из двух других аудиторий, причем чем предстоит заниматься в одной
из них, сообщалось сразу (заполнение опросников – знакомое испытуемым
занятие), а что будет в другой аудитории, было обещано рассказать
уже там. Таким образом, создавалась ситуация выбора между знакомым
и неизвестным, которая явно не обладала для наших испытуемых большой
личностной значимостью. В итоге, все, покинув общую аудиторию, перемещались
в одну из двух аудиторий с якобы различными формами работы. На деле,
в обеих аудиториях испытуемые делали одно и то же: формулировали
аргументацию выбора (письменное перечисление всех аргументов «за»
и «против» сделанного выбора) и заполняли личностные опросники:
опросник жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И.
Рассказовой, опросник толерантности к неопределеннности (Луковицкая,
1998), опросник каузальных ориентаций Э.Деси и Р.Райана в адаптации
Д.А. Леонтьева и О.Е. Дергачевой (Дергачева, 2005).
В исследовании принимало участие 48 студентов, преимущественно женского
пола (средний возраст 19 лет): 28 человек выбрали аудиторию, где
было известно, чем будут заниматься («выбор неизменности»), 20 человек
выбрали аудиторию, где им предстояло на месте узнать, чем они будут
заниматься в течение одной пары («выбор неизвестности»).
На основании качественного анализа аргументации протоколы всех участвующих
в исследовании студентов вне зависимости от сделанного ими выбора
после этого были гипотетически разделены нами на 3 группы. В группу
«П» вошли те, кто сделал «истинный» выбор неизменности; в группу
«С» вошли те, кто сделал ситуативный, «безличный» выбор; в группу
«Б» вошли те, кто сделал «истинный» выбор неизвестности. Под истинным
выбором в данном случае понимается сознательный и самостоятельный,
осмысленно аргументированный выбор. К ситуативному выбору мы относили
протоколы, где аргументами выступали особенности ситуации, низкая
мотивация выбора, безразличие к тому, чем заниматься, - это и позволило
нам назвать этот тип выбора «безличным».
При такой классификации в группах с «истинными» выборами неизменности
или неизвестности оказалось по 10 человек, а в группе с «безличным»
выбором – 28 человек, из них 18 человек фактически выбрали неизменность,
а 10 человек – неизвестность.
Основной эмпирической гипотезой является предположение, что
эти группы значимо отличаются по параметрам жизнестойкости, толерантности
к неопределенности, личностной автономии. Для этого оценим значимость
различий между группами с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни
(для попарного сравнения групп) и проведем анализ средних в группах,
имеющих значимые различия, для определения направления этих различий.
В предложенных далее таблицах введены следующие обозначения: N –
количество человек в группе, M – среднее значение, S – стандартное
отклонение, Uэмп - эмпирическое значение показателя по критерию
Манна-Уитни; Z – z-оценка; p – уровень значимости, указаны только
значимые различия; группы: П – выбор неизменности, С – безличный
выбор, Б – выбор неизвестности.
Согласно С.Мадди (Maddi, 1998), люди, осуществляющие выбор будущего
(т.е. неизвестности) имеют более высокий уровень жизнестойкости
по сравнению с теми, кто выбирает прошлое (неизменность). Следует
предположить, что выделенные нами группы будут отличаться по уровню
общей жизнестойкости и отдельных её параметров. Опросник жизнестойкости
ориентирован на измерение установок, помогающих справляться со сложными
жизненными ситуациями. С.Мадди выделяет установки на участие в собственной
жизни («вовлеченность»), на активное стремление контролировать события
(«контроль») и на принятие риска, понимаемое как готовность субъекта
принимать новые и необычные обстоятельства и активно справляться
с ними («принятие риска», или «вызов»).
Н1: В группе с выбором неизвестности уровень жизнестойкости
значимо выше, чем в группах с безличным выбором и выбором неизменности.
В табл.1 представлены значимые различия между группами при попарном
сравнении групп и данные по средним и стандартным отклонениям, что
позволит нам проанализировать направление этих различий по параметру
жизнестойкости.
Табл. 1.
Данные по средним, стандартным отклонениям по опроснику жизнестойкости
для каждой группы и значимости различий при попарном сравнении групп.
Методика |
Шкалы |
средние
и станд. отклонения |
попарные
сравнения групп |
п-ли |
П N=10 |
С
N=28 |
Б
N=10 |
п-ли |
П-С |
С-Б |
П-Б |
Жизнестойкость |
Общая
жизнестойкость |
M |
87,20 |
89,82 |
105,20 |
Uэмп |
|
72,00 |
23,00 |
S |
19,87 |
19,11 |
15,12 |
Z |
|
-2,24 |
-2,04 |
|
|
|
|
p |
|
0,01 |
0,01 |
Вовлеченность |
M |
37,80 |
37,32 |
44,40 |
Uэмп |
|
77,00 |
26,00 |
S |
8,20 |
9,45 |
5,87 |
Z |
|
-2,09 |
-1,78 |
|
|
|
|
p |
|
0,01 |
0,05 |
Контроль |
M |
27,70 |
31,04 |
36,20 |
Uэмп |
104,00 |
74,00 |
17,00 |
S |
7,56 |
6,78 |
5,94 |
Z |
-1,19 |
-2,19 |
-2,52 |
|
|
|
|
p |
0,05 |
0,01 |
0,01 |
Принятие риска |
M |
21,70 |
21.46 |
24,60 |
Uэмп |
|
91,00 |
33,00 |
S |
6,00 |
4,96 |
4,48 |
Z |
|
-1,63 |
-1,25 |
|
|
|
|
p |
|
0,05 |
0,05 |
Как мы
видим из табл.1 в группе «Б» (выбор неизвестности) значимо (p?0,01)
выше уровень общей жизнестойкости, чем в группах «С» и «П» (с безличным
выбором и выбором неизменности). Это позволяет нам отвергнуть нулевую
гипотезу об отсутствии значимых различий и принять гипотезу Н1 относительно
общего уровня жизнестойкости.
Это же на разных уровнях значимости можно сказать и по отдельным
компонентам жизнестойкости - вовлеченности, контролю и принятию
риска. Кроме того, по параметру контроля можно также отметить, что
при выборе неизменности он значимо ниже, чем при ситуативном безличном
выборе. Полученные результаты по опроснику жизнестойкости могут
свидетельствовать о том, что люди, осуществляющие выбор неизвестности,
выбор будущего, более активно участвуют в том, что происходит в
жизни, считают, что они могут контролировать события и их последствия
и готовы учиться на собственных ошибках и извлекать из этого позитивный
опыт. В отличие от них люди, делающие выбор в пользу неизменности,
т.е. выбор прошлого, и безличный выбор (по сути, отказываясь от
осуществления осознанного выбора) менее вовлечены в процесс своей
жизни, считая её неподконтрольной их усилиям и стремятся к простому
комфорту и безопасности, тяжелее воспринимая неудачи. При этом те,
кто делает безличный выбор, оставляют себе чуть больше надежды на
то, что они могут влиять на происходящее в их жизни, в отличие от
предпочитающих неизменность.
Кроме жизнестойкости, важным дифференцирующим моментом в решении
«экзистенциальной дилеммы» или основной предпосылкой для её осуществления
является толерантность к неопределенности как способность выносить
неопределенность и тревогу относительно негарантированного и непредсказуемого
будущего. Анализируя этот показатель, можно предположить, что у
тех, кто выбирает неизвестность он выше, чем у выбирающих неизменность
или осуществляющих ситуативный выбор.
Н2: В группе с выбором неизвестности значимо выше толерантность
к неопределенности, чем в группах с безличным выбором и выбором
неизменности.
В табл.2 представлены значимые различия между группами при попарном
сравнении групп и данные по средним и стандартным отклонениям, что
позволит нам проанализировать направление этих различий по параметру
толерантности к неопределенности.
Табл. 2.
Данные по средним, стандартным отклонениям по опроснику толерантности
к неопределенности для каждой группы и значимости различий при попарном
сравнении
групп.
Методика |
Шкалы |
средние
и станд. отклонения |
попарные
сравнения групп |
п-ли |
П N=10 |
С
N=28 |
Б
N=10 |
п-ли |
П-С |
С-Б |
П-Б |
Толерантность к
неопределенности |
MSTAT – I |
M |
99,30 |
98,64 |
118,00 |
Uэмп |
|
48,00 |
17,00 |
S |
14,48 |
15,75 |
14,38 |
Z |
|
-3,04 |
-2,49 |
|
|
|
|
p |
|
0,01 |
0,01 |
Как видно из табл.2 показатель толерантности к неопределенности
в группе, выбирающей неизвестность, значимо (p?0,01) выше, чем
в группах с выбором неизменности, и тем более с безличным выбором.
Тем самым мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем гипотезу Н2
относительно уровня толерантности к неопределенности.
Таким образом, мы можем говорить о том, что для тех, кто выбирает
будущее, характерна большая готовность к принятию неопределенности
в мире и к тому, что будущее, возможно, будет неопределенным и частично
непредсказуемым, чем для тех, кто выбирает прошлое или отказывается
от совершения какого бы то ни было ответственного выбора. Развитая
толерантность к неопределенности может быть как предпосылкой для
совершения выбора будущего, так и его закономерным следствием, являя
собой способ совладания с экзистенциальной тревогой относительно
неизвестности будущего (Maddi, 1998).
Различия в типе выбора могут отмечаться и на уровне каузальных ориентаций,
представляющих собой различные предпочитаемые стратегии принятия
решений – автономность, конформность и безличность. В данном случае
мы можем предположить, что в группе с выбором неизвестности будет
преобладать автономная каузальная ориентация, то есть опора на себя
в принятии решений, а в группе с безличным выбором – безличная каузальная
ориентация (позиция выжидания или ухода от принятия решения и осуществления
выбора).
Н3: В группе с выбором неизвестности показатель предпочтения
автономной каузальной ориентации значимо выше, чем в группах с безличным
выбором или выбором неизменности.
Н4: В группе с безличным выбором показатель предпочтения
безличной каузальной ориентации значимо выше, чем в группах с выбором
неизвестности или неизменности.
В табл.3 представлены значимые различия между группами при попарном
сравнении групп и данные по средним и стандартным отклонениям, что
позволит нам проанализировать направление этих различий по параметру
предпочтения тех или иных каузальных ориентаций.
Табл.3
Данные по средним, стандартным отклонениям по опроснику каузальных
ориентаций для каждой группы и значимости различий при попарном
сравнении групп.
Методика |
Шкалы |
средние
и станд. отклонения |
попарные
сравнения групп |
п-ли |
П N=10 |
С
N=28 |
Б
N=10 |
п-ли |
П-С |
С-Б |
П-Б |
Каузальные ориентации |
Автономная |
M |
142,00 |
141,38 |
153,33 |
Uэмп |
|
45,00 |
17,00 |
S |
13,86 |
13,43 |
11,40 |
Z |
|
-2,24 |
-1,48 |
|
|
|
|
p |
|
0,01 |
0,05 |
Конформная |
M |
100,29 |
102,90 |
98,44 |
Uэмп |
|
|
|
S |
15,29 |
12,27 |
20,27 |
Z |
|
|
|
|
|
|
|
p |
|
|
|
Безличная |
M |
90,29 |
92,62 |
82.78 |
Uэмп |
|
61,50 |
|
S |
17,60 |
17,57 |
16,76 |
Z |
|
-1,49 |
|
|
|
|
|
|
|
0,05 |
|
Из табл.3
видно, что выраженность автономной ориентации в группе с выбором
неизвестности значимо выше, чем в группе с безличным выбором (p?0,01)
и в группе с выбором неизменности (p?0,05). Т.е. по параметру автномности
мы можем не только отвергнуть нулевую гипотезу, но и принять гипотезу
Н3 в отношении безличного выбора. В отношении же выбора неизменности
мы можем с уверенностью только отвергнуть нулевую гипотезу. Далее
обратим внимание на значимое (p?0,05) преобладание безличной ориентации
в группе с безличным выбором по сравнению с группой, осуществляющей
выбор неизвестности, что позволяет нам отвергнуть нулевую гипотезу
в отношении гипотезы Н4.
Действительно, автономная ориентация характеризуется проявлением
самодетерминации, опорой на себя в принятии решений, высоким уровнем
компетентности и самооценки. Безличная же ориентация сопровождается
феноменами «выученной беспомощности», ухода от решения проблем,
минимальной самодетерминацией и «автоматическим» поведением (Дергачева,
2005). Таким образом, людей, выбирающих будущее, т.е. неизвестность,
можно назвать более самодетерминированными, опирающимися на себя,
имеющими внутреннюю мотивацию, в отличие от выбирающих прошлое и
уклоняющихся от выбора. Последних же можно назвать несамодетерминированными,
амотивированными, уходящими от принятия ответственности за совершаемый
выбор или делающими этот выбор формально.
Таким образом, в проведенном нами квазиэкспериментальном исследовании
нам удалось выделить на основании выбора, реально сделанного испытуемыми
в малозначимой ситуации, и качественного анализа аргументации три
группы людей, по-разному совершающих свой выбор. Как отчетливо видно
из приведенных статистических данных, по своим психологическим характеристикам
люди, выбирающие неизменность сближаются с теми, кто делает свой
выбор формально, без осознания и осмысления; различий между ними
практически не зафиксировано. В то же время те, кто выбирает неизвестность
(будущее), значимо отличаются по большинству проанализированных
параметров и от тех, и от других. Возможно, правильнее говорить
не о трех, а о двух типах выбора –активном, автономном, субъективированном
выборе, опирающимся на внутренние, субъективные критерии, работу
сознания и принятие личной ответственности и неизбежной непредсказуемости
последствий, и пассивном, объективированном выборе, стремящемся
минимизировать изменения статус-кво и переложить ответственность
за решение на внешние «подсказки» и выработанные стереотипы реагирования.
Мы лишь частично затронули феноменологические отличия разных типов
выбора; этот вопрос безусловно заслуживает более пристального внимания
и глубокого изучения.
- Дергачева О.Е. Личностная автономия как предмет психологического
исследования. Дисс.канд.психол.н. М., 2005.
- Леонтьев Д.А. К типологии жизненных миров // 2 Всероссийская
научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии:
Материалы сообщений / под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2004.
С. 114-116.
- Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности
к неопределенности. Дисс.канд.психол.н. СПб., 1998.
4)
Maddi S.R. Creating Meaning Through Making Decisions. / In Wong
P.T.P. & Fry P.S. (Eds.) The Human Quest For Meaning: A Handbook
of Psychological Research and Clinical Applications. Mahwah, NJ:
Lawrence Erlbaum Associates. 1998.
Авторы выражают
благодарность сотрудникам факультета психологии МГУ Загряжской
Е.А. и Шевяховой В.Ю. за помощь в проведении исследования.
|
|