Жизнь - это диалог с обстоятельствами.
Андрей Синявский

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Статьи и монографии

ШАНС ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (конфликты и стратегии их разрешения)- (2006-04-10 13:04:39) 

АВТОР(Ы): Леонтьев Дмитрий,


 

// Конфликт в конструктивной психологии: тезисы докладов и сообщений на 2-й научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 г. – Красноярск, 1990, с.17-20.

Понятием конфликта охватывается большое число различных ситуаций, характеризующихся той или иной субъективной несов­местимостью отдельных их элементов. При анализе конфликта с позиций конструктивной парадигмы в психологии [3] необходимо обратить внимание, прежде всего, на возможности человека разре­шать разного рода конфликтные ситуации. Представляется вполне оправданной постановка вопроса о вооружении человека конструктивными стратегиями разрешения конфликтов. Этот вопрос становится особенно актуальным в свете обострения множества конф­ликтов, которыми и без того перенасыщена наша жизнь, и рас­пространения среди больших масс людей деструктивных стратегий реагирования на них.

В конфликтной ситуации со стороны любого её участника принципиально возможны, по меньшей мере, четыре различных стра­тегии действий по отношению к конфликту: упорствование в сво­ей позиции, игнорирование и отрицание наличия объективного противоречия, служащего основой конфликта, компромиссное ре­шение , учитывающее интересы всех конфликтующих сторон посре­дством «справедливого» баланса уступок со стороны каждой из них, и творческое разрешение , позволяющее в той или иной сте­пени устранить само исходное противоречие (мы не учитываем здесь стратегию уступки, представляющую собой, по сути, выход из конфликта за определенную плату). Первые две стратегии близки по своей сути; различие состоит в том, что в случае упорствования базовое противоречие осознается, и его разрешение субъект ищет на пути убеждения оппонентов в правильности его аргументации (это крайне редко приводит к успеху – исход опре­деляется не столько убедительностью аргументации, сколько лич­ностными особенностями оппонентов). В случае же игнорирования само противоречие считается несуществующим и, следовательно, неразрешимым с помощью рациональной аргументации, а причина конфликта усматривается в глупости или склочности оппонента. Компромисс представляет собой механический путь разрешения конфликта: он снимает его остроту, но не уничтожает лежащего в его основе противоречия. Истинное разрешение конфликта возможно лишь в творческом акте, содержанием которого выступает диалек­тический анализ и снятие противоречия путем поднятия на новый уровень его рассмотрения и нахождение нового контекста, в кото­ром исходная несовместимость перестает существовать (см. [6]).

Изложенные представления применимы, как нам кажется, не только к конфликтам между людьми или группами людей, но и к предметным конфликтам в структуре индивидуальной деятельности. Проанализируем с этих позиций несколько характерных форм твор­чества, рассматривая их как стратегии разрешения специфических форм конфликтов, и сравним их с альтернативными, неконструк­тивными стратегиями.

Научное творчество. Исходным конфликтом в этом случае является несоответствие двух или более фрагментов знания (на­учной картины мира), каждый из которых может иметь форму либо эмпирических фактов, либо теоретических построений. Несоответ­ствие имеет место тогда, когда из них можно вывести следствия, противоречащие друг другу хотя бы в одном отношении. Стратегия упорствования: отрицание научной достоверности фактов или тео­рий, противоречащих тем, которые отстаивает автор: «Если моя теория противоречит фактам, то тем хуже для фактов». Стратегия игнорирования: отрицание самого факта противоречия, отказ признать какое-либо несоответствие. Стратегия компромисса: эк­лектическое искусственное соединение несогласующихся фрагмен­тов знания. Творческая стратегия: осуществление нового витка теоретических построений, создание теории более высокого ран­га, в которой исходное противоречие перестает быть таковым.

Художественное творчество. Основным типом конфликтов здесь являются противоречия между содержанием и формой произ­ведения. Суть их заключается в том, что художественная форма, в которую воплощается произведение, должна быть, с одной сто­роны, «коррелятивна» содержанию [1, с.32], а с другой сторо­ны – подчиняться своим имманентным законам и канонам, равно как и возможностям материального субстрата. Художественное творчество выступает поэтому как «борьба с материалом, его преодоление» [5, с.238]. Стратегия упорствования выражается в этом случае, в частности, в авангардной ломке канонической формы без создания взамен неё новой или в ломке содержания, подгоняемого к форме: «Начнешь всовывать слово и строчку, а оно не лезет: нажал – и сломал» (В. Маяковский). Стратегия игнорирования: типичная для графоманов слепота к законам худо­жественной формы, выражающаяся, например, в легкости отступления от стихотворного размера (была бы рифма) или, наоборот, в расстановке слов в строке в любом, сколь угодно антиэстетическом порядке, лишь бы размер был правильным. Стратегия компро­мисса: отказ от элементов содержания, не стыкующихся с избран­ной формой и вызывающих трудности при их воплощении. Эта стратегия типична для огромной массы профессионалов (и отчасти любителей), не отмеченных печатью таланта. Творческая страте­гия: взламывание формы, сковывающей содержание, и создание новой коррелятивной ему формы со своей внутренней художест­венной логикой и законами организации.

Социальное творчество . Основные конфликты – конфликты меж­ду интересами разных людей или групп людей. Собственно, конф­ликты этого рода нередко рассматриваются как единственный де­нотат слова «конфликт». Вне сомнения, эти конфликты в наиболь­шей степени сказываются на жизни не только отдельных людей, но и целых народов. Творческий подход к разрешению подобного рода конфликтов, во-первых, наиболее актуален, во-вторых, наименее естествен для обыденного мышления и, в-третьих, наиболее сло­жен, поскольку при его реализации необходимо, чтобы оппозици­онная сторона была настроена хотя бы на компромисс. Наиболее часто, к сожалению, мы встречаемся с упорствующей стратегией, для которой характерна защита своих интересов на передовых рубежах и нежелание поступиться даже частью из них, а также с игнорирующей стратегией, отрицающей какую-либо серьезность аргументов противоположной стороны и приписывающей причину конфликта лишь злой воле либо склочному характеру оппонента (иногда даже целого народа). Стратегия компромисса в этом контексте не нуждается в комментариях. Творческая стратегия заключается в нахождения принципиально новой формуле соглаше­ния, не основывающейся на требованиях, которые выдвигаются сторонами, но основывающейся на интересах, выражением которых эти требования являются.

Жизнетворчество. Это понятие не является пока общеупотребительным (см., в частности [4]), но имеет, на наш взгляд, большое будущее. Конфликты в ходе реализации человеком собственной жизни сводятся к рассогласованию между смысловой организацией личности, в структурах которой кристаллизуется опыт жизнедеятельности человека, и миром, как человек его воспринимает. Жизненный конфликт порождает ту или иную ситуацию невозможности [2] и требует от человека перестройки устоявшихся структур его личности. Стратегия упорствования исходит из нежелания меняться, и если жизненная ситуация сама не изменится к лучшему, столкновения с действительностью будут становиться всё более болезненными и масштабными. Стратегия игнорирования проявляется в использовании механизмов психологической защиты, которые восстанавливают нарушенное согласие между человеком и его представлением о мире – но не с самим миром. В этом случае также скрытый от глаз конфликт продолжает существовать и разрастаться, пока не проявится в тяжелых, порой патологических формах. Компромисс – это адаптивные изменения личности, позволяющие ей с минимальными издержками приспособиться к требованиям жизни. Наконец, творческая стратегия – это динамичность отношений с миром, готовность к самоизменению в том направлении, которое будет максимально способствовать самореализации личности в данной жизненной ситуации. Это приспособление не к требованиям ситуации, а к возможностям, которые она открывает для реализации цели и смысла жизни личности.

 

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

  3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Конструктивные функции психологии //Психологический журнал, 1989. Т. 10. №6. – с. 24-33.

  4. Жизнь как творчество: социально-психологический анализ. Киев, 1985.

  5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. М., 1983.

  6. Семенов С.Н. Диалектическая логика и теория творчества // Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987, с. 116-126.

 

 
liveinternet.ru