БИБЛИОТЕКА /
Диссертации и авторефераты
ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ- (2005-08-19 15:47:00)
АВТОР(Ы):
Неумоева Е.В.
Общая
характеристика работы
Актуальность
исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе,
находят свое отражение и в сфере образования. В соответствии с приоритетами
современного образования, обозначенными в нормативных документах
(Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года» и др.), школа должна стать фактором
формирования социальной устойчивости человека, таких его личностных
качеств, которые повышают вероятность успешного выбора (мобильности,
самостоятельности, ответственности, способности принимать решения,
прогнозировать последствия своих поступков, способности к сотрудничеству
и др.) жизненного пути. Эти качества, с одной стороны, обеспечивают
успешное вхождение индивида в широкий контекст социальных отношений
(развитие личности), с другой – лежат в основе способности человека
управлять процессом собственного развития (саморазвитие личности).
Между
тем, интенсификация и технологизация учебной деятельности затрудняют
формирование навыков открытого общения, способствуют одиночеству
учащихся. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях
общеобразовательных учреждений, в которых реализуются образовательные
программы повышенной сложности, например, в гимназиях, что связано
со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных
на интенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.
Приоритеты
гимназического образования обусловливают чрезвычайную насыщенность
учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности
сильно уменьшается и межличностные отношения учащихся, не связанные
с учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение
ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений,
в формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств.
Что же касается свободного неформального общения, то его кажущаяся
легкость и доступность скорее усиливают одиночество, чем защищают
от него. Как правило, в неформальном общении обсуждаются вопросы
проведения досуга, а действительно актуальные, смысложизненные вопросы,
важнейшим из которых является одиночество – не затрагиваются и,
тем более, не решаются. То есть, воспитательный и развивающий потенциал
гимназического образования реализуется не в полной мере. Необходимость
следования приоритетам современного образования актуализирует проблему
поиска путей психолого-педагогического содействия развитию личности
учащегося.
Анализ классических
теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве
из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных
отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен,
Э. Фромм, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк
и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы
к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (З.
Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский
(Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный
(Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный
(Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).
Методологическое
значение данных теорий, концепций, подходов для нашего исследования
заключается в том, что на основе их анализа стало возможным дефинирование
одиночества в его субъективном аспекте, определение собственного
подхода к изучению феномена одиночества, в котором находят отражение
понимание одиночества как детерминанты деформированного развития
личности и как ресурса развития личности.
Анализ научных
трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих
пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его генезиса
и особенностей проявления, и позволяет очертить проблемное поле
изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического
феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов,
С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучение культурно-исторических
форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В.
Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом
и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина);
описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н.
Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).
Методологическое
значение классических теорий, концепций, подходов, и современных
исследований заключается в том, что они позволяют выявить скрытое
от психолого-педагогического опыта противоречие между
одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий
контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития
таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум
затруднительна.
Одиночество
является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно,
подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в
этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости
мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое
положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения
личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства
общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром.
Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности
(потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному
развитию психики и личности. Известно, однако, что одиночество –
это и феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в
размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе
возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то,
что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития
личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема
одиночества молодого человека требует особого внимания.
Анализ научной
литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показывает,
что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи
с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи
в развитии личности учащегося через создание условий для актуализации
позитивного потенциала одиночества не были предметом специального
исследования.
Необходимость
восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление
найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют
проблему настоящего исследования.
В теоретическом
плане это проблема создания модели психолого-педагогической
помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества.
В практическом плане – проблема создания условий
для развития личности старшеклассника через актуализацию позитивного
потенциала одиночества.
Объект
исследования – характеристики феномена одиночества, позволяющие
рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте.
Предмет
исследования – влияние одиночества на процесс развития
личности в юношеском возрасте.
Цель
исследования – теоретическое обоснование ориентиров и
направлений работы практического психолога образования, позволяющих
преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать
его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте.
Гипотеза
исследования:
Если сущность
и психологическая структура феномена одиночества раскрывается через
амбивалентный характер одиночества, то преодоление негативного влияния
одиночества на личность возможно, когда будет использоваться позитивный
потенциал одиночества в целях развития личности в юношеском возрасте,
что реально возможно осуществить путем реализации модели психолого-педагогической
помощи в развитии личности учащихся старших классов, включающей
в себя:
создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных
переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных
отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства
общности);
моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных
событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий
личности старшеклассника, совершения личностного выбора;
использование таких форм (тематически ориентированная дискуссия,
индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование,
психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ,
самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного
прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование
жизненных ситуаций) работы, в которых было бы возможно движение
от субъективного отрицательного одиночества, являющегося результатом
личностного выбора (интернального отрицательного) к субъективному
положительному, являющемуся результатом личностного выбора (интернальному
положительному).
Мы предполагаем,
что верифицированную модель психолого-педагогической помощи старшекласснику
в развитии его личности можно считать успешной, если она приведет
к актуализации позитивного потенциала одиночества, то есть, к следующим
изменениям:
снижению значимости переживания одиночества и формированию более
взвешенного и осознанного отношения к одиночеству,
положительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности
своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе,
повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями,
целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру),
положительной динамике факторов самовосприятия (формированию более
критичного и глубокого восприятия себя, принятию ответственности
за свою жизнь, формированию активной позиции по отношению к одиночеству,
формированию представления о себе как о человеке, способном вызывать
положительные чувства других людей),
положительной динамике факторов поведения и повышении коммуникативной
компетентности (развитию коммуникативных качеств, формированию коммуникативных
умений и навыков), стабилизации отношения с группой сверстников
и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями,
пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению
внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, нахождению баланса
между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.
Для достижения
поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется
необходимым решение ряда задач.
Задачи
исследования:
Разработать типологию одиночества, позволяющую вскрыть его противоречивую
природу и наметить стратегию психолого-педагогической помощи личности
в актуализации позитивного потенциала одиночества.
Описать особенности проявления одиночества в юношеском возрасте
в терминах разработанной типологии и раскрыть положительную роль
юношеского одиночества в развитии личности.
Разработать практико-ориентированную модель работы с учащимися старших
классов, позволяющую создать условия для актуализации положительного
потенциала одиночества и, тем самым, способствовать развитию личности.
Осуществить экспериментальную проверку созданной модели психолого-педагогической
помощи, ориентированной на актуализацию позитивного потенциала одиночества.
Научная
новизна настоящего теоретико-эмпирического исследования
заключается в том, что :
разработана типология субъективного одиночества как сложного, многопланового,
амбивалентного феномена (интернальное отрицательное одиночество,
экстернальное отрицательное одиночество, экстернальное положительное
одиночество, интернальное положительное одиночество; основаниями
типологии субъективного одиночества стали особенности восприятия
одиночества (положительное, отрицательное) и причина одиночества
(личностный выбор, внешние обстоятельства);
на основе разработанной типологии определена стратегия психолого-педагогической
помощи старшекласснику в актуализации позитивного потенциала одиночества
(стратегия заключается в организации движения личности от интернального
отрицательного к интернальному положительному одиночеству);
описаны особенности проявления одиночества в юношеском возрасте
в терминах разработанной типологии и раскрыта положительная роль
юношеского одиночества в развитии личности (юношеское одиночество,
исходя из психологических особенностей данного возраста и социальной
ситуации развития, квалифицировано как потенциально интернальное
положительное; показана связь одиночества с основными событиями
и задачами юношеского возраста (отделение от семьи и адаптация к
новой социальной группе, установление интимных отношений, планирование
своего будущего), с основными феноменами самосознания (самоотношением,
самовосприятием, поведением); раскрыта положительная роль юношеского
одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором
неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию
с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности);
разработана практико-ориентированная модель работы с учащимися старших
классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного
потенциала одиночества (основным ориентиром построения модели послужила
разработанная типология одиночества и намеченная стратегия психолого-педагогической
помощи в развитии личности старшеклассника; внешними условиями актуализации
позитивного потенциала одиночества являются создание фона для благоприятных
эмоционально-ценностных переживаний, экстернализации внутриличностных
противоречий, отражающих содержание основных жизненных событий личности,
определение форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное
и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический
тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание
и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития,
целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций)
практической работы с учащимися.
Теоретическая
значимость исследования . Результаты исследования углубляют
представления о феномене одиночества и его роли в развитии личности,
вносят вклад в формирование целостного подхода к пониманию феномена
одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как
детерминанты деформированного развития и как ресурса развития личности.
Выделение основных характеристик феномена одиночества (сложность,
многоплановость, амбивалентность) составит основу для новых теоретических
представлений о сущности одиночества как психического феномена.
Обоснование и разработка типологии одиночества способствуют становлению
дифференцированного подхода к пониманию одиночества и обеспечивают
возможность его квалификации как проблемы или как ресурса развития
личности. Выявление внутренних условий актуализации позитивного
потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий
составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований,
и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении
личностного развития учащихся старших классов.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что результаты исследования
дают возможность качественного обновления организационных и содержательных
аспектов психологического сопровождения личностного развития учащихся
старших классов и внеклассной работы с учащимися; позволяют решать
эмпирические задачи в консультативной, тренинговой и психокоррекционной
практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского
возраста, переживающим одиночество; способствуют изменению форм
и методов взаимодействия педагога и педагога-психолога с учащимися,
гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса;
дополняют и углубляют содержательную базу учебных курсов вузовской
подготовки педагогов-психологов («Возрастная психология», «Индивидуально-возрастное
консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»).
Методологической
основой исследования являются отечественные и зарубежные
философские теории и психологические концепции, освещающие проблему
одиночества. Философско-психологическая основа методологии данного
исследования обусловлена гуманистическим характером и личностно-ориентированной
парадигмой современного образования.
Существенное
значение для исследования в концептуальном плане имеют: философские
концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека
(К. Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В.С. Соловьев,
Н.И. Бердяев); принцип единства и борьбы противоположностей; современные
гуманистические теории воспитания и развития личности (Е.В. Бондаревская,
О.С. Газман, Т.В. Анохина, Г.К. Селевко).
Психологической
методологией исследования являются фундаментальные положения об
единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн),
принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних
условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об
опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями
(С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л.
Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности
как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк,
О.В. Немиринский).
Методы
исследования . Для реализации поставленных задач и проверки
исходных предположений использовался комплекс методов исследования,
адекватных его предмету: методы теоретического уровня (анализ литературы
по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование);
методы эмпирического уровня (модификация и разработка диагностических
методик, подбор диагностического инструментария, психологическая
диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа,
монографическое описание). Производилась статистическая обработка
результатов исследования с использованием корреляционного и однофакторного
дисперсионного анализа.
Опытно-экспериментальной
базой исследования стала гимназия российской культуры (ГРК)
при Тюменском Государственном Институте Экономики, Управления и
Права (ТГИЭУиП) г.Тюмени.
Диссертационное
исследование включало три основных этапа . На первом этапе (2000
– 2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, социологической
и психолого-педагогической литературы по теме исследования и эмпирических
исследований, тематически близких настоящему, что позволило обосновать
исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать
цель, задачи, гипотезы, выбрать методологию и методы исследования.
Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части диссертационного
исследования.
На
втором этапе (2002 – 2003 гг.) планировалось и проводилось констатирующее
исследование, осуществлялась статистическая обработки его результатов,
описание и обобщение данных математической обработки, формулировка
выводов. Результатом работы на этом этапе стало выявление внутренних
условий актуализации позитивного потенциала одиночества.
Третий
этап (2003 – 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов констатирующего
исследования стало основой для разработки и верификации модели психолого-педагогической
помощи в развитии личности через создание условий для актуализации
позитивного потенциала одиночества. Опытно-экспериментальная работа
была обобщена и описана. Проведено контрольное исследование, результаты
которого, в сравнении с результатами констатирующего исследования,
позволили сделать вывод о результативности разработанной и верифицированной
модели. Осуществлялось формулирование теоретических выводов и оформление
результатов исследования.
Достоверность
и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается
надежностью исходных методологических положений; полнотой рассмотрения
предмета исследования на теоретическом и экспериментальном уровнях;
использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам
исследования (в том числе, методов статистической обработки результатов
исследования); корректностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью
выборок; длительностью опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью
ее результатов, тщательным и многоаспектным анализом фактического
материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы.
Апробация
результатов исследования . Основные положения и результаты
диссертационного исследования освещены в ходе проведения лекционных
и семинарских занятий для студентов психологической и психолого-педагогической
специальностей ТюмГУ в рамках учебных дисциплин «Психология общения»
(1999 – 2000 уч.г.), «Психолого-педагогическая коррекция» (2002
– 2003, 2003 – 2004 уч.гг.), «Индивидуально-возрастное консультирование»
(2003 – 2004 уч.г.); через научное руководство курсовыми и дипломными
работами студентов психолого-педагогической специальности; через
публикацию материалов по теме диссертационного исследования. Результаты
исследования были представлены, обсуждены и одобрены на расширенном
заседании кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (октябрь 2004г.),
на методологическом семинаре «Психолого-педагогические аспекты проблемы
одиночества в юношеском возрасте» кафедры общей и социальной педагогики
ТюмГУ (январь 2005г.), на Всероссийской научно-практической конференции
«Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе
современного образования: теория и практика» (г.Тюмень, 2005 г.).
Полный
текст автореферата (формат doc) - 330kb