Жизнь требует от нас знания худшего, чтобы делать из него лучшее.
Гордон Олпорт

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Диссертации и авторефераты

ОДИНОЧЕСТВО КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ- (2005-08-19 15:47:00) 

АВТОР(Ы): Неумоева Е.В.


 

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в современном российском обществе, находят свое отражение и в сфере образования. В соответствии с приоритетами современного образования, обозначенными в нормативных документах (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и др.), школа должна стать фактором формирования социальной устойчивости человека, таких его личностных качеств, которые повышают вероятность успешного выбора (мобильности, самостоятельности, ответственности, способности принимать решения, прогнозировать последствия своих поступков, способности к сотрудничеству и др.) жизненного пути. Эти качества, с одной стороны, обеспечивают успешное вхождение индивида в широкий контекст социальных отношений (развитие личности), с другой – лежат в основе способности человека управлять процессом собственного развития (саморазвитие личности).

Между тем, интенсификация и технологизация учебной деятельности затрудняют формирование навыков открытого общения, способствуют одиночеству учащихся. Особенно актуальным этот вопрос становится в условиях общеобразовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы повышенной сложности, например, в гимназиях, что связано со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных на интенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.

Приоритеты гимназического образования обусловливают чрезвычайную насыщенность учебной деятельности, в связи с чем, доля внеурочной деятельности сильно уменьшается и межличностные отношения учащихся, не связанные с учебной деятельностью, не развиваются в полной мере. Такое положение ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностных отношений, в формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств. Что же касается свободного неформального общения, то его кажущаяся легкость и доступность скорее усиливают одиночество, чем защищают от него. Как правило, в неформальном общении обсуждаются вопросы проведения досуга, а действительно актуальные, смысложизненные вопросы, важнейшим из которых является одиночество – не затрагиваются и, тем более, не решаются. То есть, воспитательный и развивающий потенциал гимназического образования реализуется не в полной мере. Необходимость следования приоритетам современного образования актуализирует проблему поиска путей психолого-педагогического содействия развитию личности учащегося.

Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

Методологическое значение данных теорий, концепций, подходов для нашего исследования заключается в том, что на основе их анализа стало возможным дефинирование одиночества в его субъективном аспекте, определение собственного подхода к изучению феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития личности и как ресурса развития личности.

Анализ научных трудов и исследований современных авторов показывает, что до сих пор в науке нет единого понимания сущности одиночества, его генезиса и особенностей проявления, и позволяет очертить проблемное поле изучения феномена одиночества: изучение одиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучение культурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений, близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш).

Методологическое значение классических теорий, концепций, подходов, и современных исследований заключается в том, что они позволяют выявить скрытое от психолого-педагогического опыта противоречие между одиночеством как фактором, затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, и одиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которых успешная интеграция в социум затруднительна.

Одиночество является сложным и противоречивым феноменом развития личности. Оно, подчас, связано с деформацией различных отношений личности и, в этом случае сопровождается осознанием или ощущением не просто чуждости мира, но и невозможности занять в нем более или менее устойчивое положение. То есть, одиночество затрудняет процесс успешного вхождения личности в широкий контекст социальных отношений, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с миром. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы личности (потребностей, стремлений, чувств) и, в целом, препятствует полноценному развитию психики и личности. Известно, однако, что одиночество – это и феномен, позволяющий погрузиться в личностную рефлексию, в размышления о важнейших смысложизненных проблемах, оно несет в себе возможность глубокого духовного развития личности. Учитывая то, что юношеский возраст имеет принципиальное значение для развития личности в целом, является сензитивным в плане социализации, проблема одиночества молодого человека требует особого внимания.

Анализ научной литературы и исследований, тематически связанных с настоящим, показывает, что вопросы изучения позитивного потенциала одиночества, его связи с личностными факторами и оказания психолого-педагогической помощи в развитии личности учащегося через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества не были предметом специального исследования.

Необходимость восполнить указанный пробел в научных знаниях, а также стремление найти пути разрешения указанного противоречия в практике, определяют проблему настоящего исследования.

В теоретическом плане это проблема создания модели психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества. В практическом плане – проблема создания условий для развития личности старшеклассника через актуализацию позитивного потенциала одиночества.

Объект исследования – характеристики феномена одиночества, позволяющие рассматривать его как ресурс развития личности в юношеском возрасте.

Предмет исследования – влияние одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте.

Цель исследования – теоретическое обоснование ориентиров и направлений работы практического психолога образования, позволяющих преодолеть негативное влияние одиночества на личность и использовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования:

Если сущность и психологическая структура феномена одиночества раскрывается через амбивалентный характер одиночества, то преодоление негативного влияния одиночества на личность возможно, когда будет использоваться позитивный потенциал одиночества в целях развития личности в юношеском возрасте, что реально возможно осуществить путем реализации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихся старших классов, включающей в себя:

•  создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностных переживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностных отношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности);

•  моделирование в опытно-экспериментальной работе основных жизненных событий и создание условий для экстернализации внутренних противоречий личности старшеклассника, совершения личностного выбора;

•  использование таких форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) работы, в которых было бы возможно движение от субъективного отрицательного одиночества, являющегося результатом личностного выбора (интернального отрицательного) к субъективному положительному, являющемуся результатом личностного выбора (интернальному положительному).

Мы предполагаем, что верифицированную модель психолого-педагогической помощи старшекласснику в развитии его личности можно считать успешной, если она приведет к актуализации позитивного потенциала одиночества, то есть, к следующим изменениям:

•  снижению значимости переживания одиночества и формированию более взвешенного и осознанного отношения к одиночеству,

•  положительной динамике факторов самоотношения (повышению ценности своей личности, формированию позитивного фона отношения к себе, повышению уверенности в себе, удовлетворенности своими возможностями, целеустремленности, интереса к своему внутреннему миру),

•  положительной динамике факторов самовосприятия (формированию более критичного и глубокого восприятия себя, принятию ответственности за свою жизнь, формированию активной позиции по отношению к одиночеству, формированию представления о себе как о человеке, способном вызывать положительные чувства других людей),

•  положительной динамике факторов поведения и повышении коммуникативной компетентности (развитию коммуникативных качеств, формированию коммуникативных умений и навыков), стабилизации отношения с группой сверстников и получению опыта совладания с трудностями и негативными переживаниями,

•  пониманию позитивной роли одиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов) выбора одиночества, нахождению баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется необходимым решение ряда задач.

Задачи исследования:

•  Разработать типологию одиночества, позволяющую вскрыть его противоречивую природу и наметить стратегию психолого-педагогической помощи личности в актуализации позитивного потенциала одиночества.

•  Описать особенности проявления одиночества в юношеском возрасте в терминах разработанной типологии и раскрыть положительную роль юношеского одиночества в развитии личности.

•  Разработать практико-ориентированную модель работы с учащимися старших классов, позволяющую создать условия для актуализации положительного потенциала одиночества и, тем самым, способствовать развитию личности.

•  Осуществить экспериментальную проверку созданной модели психолого-педагогической помощи, ориентированной на актуализацию позитивного потенциала одиночества.

Научная новизна настоящего теоретико-эмпирического исследования заключается в том, что :

•  разработана типология субъективного одиночества как сложного, многопланового, амбивалентного феномена (интернальное отрицательное одиночество, экстернальное отрицательное одиночество, экстернальное положительное одиночество, интернальное положительное одиночество; основаниями типологии субъективного одиночества стали особенности восприятия одиночества (положительное, отрицательное) и причина одиночества (личностный выбор, внешние обстоятельства);

•  на основе разработанной типологии определена стратегия психолого-педагогической помощи старшекласснику в актуализации позитивного потенциала одиночества (стратегия заключается в организации движения личности от интернального отрицательного к интернальному положительному одиночеству);

•  описаны особенности проявления одиночества в юношеском возрасте в терминах разработанной типологии и раскрыта положительная роль юношеского одиночества в развитии личности (юношеское одиночество, исходя из психологических особенностей данного возраста и социальной ситуации развития, квалифицировано как потенциально интернальное положительное; показана связь одиночества с основными событиями и задачами юношеского возраста (отделение от семьи и адаптация к новой социальной группе, установление интимных отношений, планирование своего будущего), с основными феноменами самосознания (самоотношением, самовосприятием, поведением); раскрыта положительная роль юношеского одиночества, заключающаяся в том, что одиночество, являясь индикатором неудовлетворенности собой, побуждает молодого человека к соответствию с идеальными представлениями о себе, к развитию своей индивидуальности);

•  разработана практико-ориентированная модель работы с учащимися старших классов, позволяющая создать условия для актуализации позитивного потенциала одиночества (основным ориентиром построения модели послужила разработанная типология одиночества и намеченная стратегия психолого-педагогической помощи в развитии личности старшеклассника; внешними условиями актуализации позитивного потенциала одиночества являются создание фона для благоприятных эмоционально-ценностных переживаний, экстернализации внутриличностных противоречий, отражающих содержание основных жизненных событий личности, определение форм (тематически ориентированная дискуссия, индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование, психологический тренинг) и методов (беседа, интерпретация, анализ, самооценивание и самопроектирование, составление условно-вариантного прогноза развития, целеполагание, проективные техники, моделирование жизненных ситуаций) практической работы с учащимися.

Теоретическая значимость исследования . Результаты исследования углубляют представления о феномене одиночества и его роли в развитии личности, вносят вклад в формирование целостного подхода к пониманию феномена одиночества, в котором находят отражение понимание одиночества как детерминанты деформированного развития и как ресурса развития личности. Выделение основных характеристик феномена одиночества (сложность, многоплановость, амбивалентность) составит основу для новых теоретических представлений о сущности одиночества как психического феномена. Обоснование и разработка типологии одиночества способствуют становлению дифференцированного подхода к пониманию одиночества и обеспечивают возможность его квалификации как проблемы или как ресурса развития личности. Выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества и нахождение адекватных им внешних условий составляют основу для дальнейших теоретико-эмпирических исследований, и способствуют разработке вопроса о психологическом сопровождении личностного развития учащихся старших классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования дают возможность качественного обновления организационных и содержательных аспектов психологического сопровождения личностного развития учащихся старших классов и внеклассной работы с учащимися; позволяют решать эмпирические задачи в консультативной, тренинговой и психокоррекционной практике при оказании психолого-педагогической помощи лицам юношеского возраста, переживающим одиночество; способствуют изменению форм и методов взаимодействия педагога и педагога-психолога с учащимися, гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса; дополняют и углубляют содержательную базу учебных курсов вузовской подготовки педагогов-психологов («Возрастная психология», «Индивидуально-возрастное консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция»).

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные философские теории и психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Философско-психологическая основа методологии данного исследования обусловлена гуманистическим характером и личностно-ориентированной парадигмой современного образования.

Существенное значение для исследования в концептуальном плане имеют: философские концепции, раскрывающие вопросы, связанные с одиночеством человека (К. Маркс, Ф. Ницше, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, А. Камю, В.С. Соловьев, Н.И. Бердяев); принцип единства и борьбы противоположностей; современные гуманистические теории воспитания и развития личности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Т.В. Анохина, Г.К. Селевко).

Психологической методологией исследования являются фундаментальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосредствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внутренними условиями (С.Л. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).

Методы исследования . Для реализации поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования, адекватных его предмету: методы теоретического уровня (анализ литературы по проблеме исследования, разработка типологии, теоретическое моделирование); методы эмпирического уровня (модификация и разработка диагностических методик, подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, монографическое описание). Производилась статистическая обработка результатов исследования с использованием корреляционного и однофакторного дисперсионного анализа.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия российской культуры (ГРК) при Тюменском Государственном Институте Экономики, Управления и Права (ТГИЭУиП) г.Тюмени.

Диссертационное исследование включало три основных этапа . На первом этапе (2000 – 2002 гг.) осуществлялись изучение и анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования и эмпирических исследований, тематически близких настоящему, что позволило обосновать исходные позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезы, выбрать методологию и методы исследования. Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части диссертационного исследования.

На втором этапе (2002 – 2003 гг.) планировалось и проводилось констатирующее исследование, осуществлялась статистическая обработки его результатов, описание и обобщение данных математической обработки, формулировка выводов. Результатом работы на этом этапе стало выявление внутренних условий актуализации позитивного потенциала одиночества.

Третий этап (2003 – 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов констатирующего исследования стало основой для разработки и верификации модели психолого-педагогической помощи в развитии личности через создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества. Опытно-экспериментальная работа была обобщена и описана. Проведено контрольное исследование, результаты которого, в сравнении с результатами констатирующего исследования, позволили сделать вывод о результативности разработанной и верифицированной модели. Осуществлялось формулирование теоретических выводов и оформление результатов исследования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается надежностью исходных методологических положений; полнотой рассмотрения предмета исследования на теоретическом и экспериментальном уровнях; использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования (в том числе, методов статистической обработки результатов исследования); корректностью опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью выборок; длительностью опытно-экспериментальной работы и воспроизводимостью ее результатов, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования . Основные положения и результаты диссертационного исследования освещены в ходе проведения лекционных и семинарских занятий для студентов психологической и психолого-педагогической специальностей ТюмГУ в рамках учебных дисциплин «Психология общения» (1999 – 2000 уч.г.), «Психолого-педагогическая коррекция» (2002 – 2003, 2003 – 2004 уч.гг.), «Индивидуально-возрастное консультирование» (2003 – 2004 уч.г.); через научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов психолого-педагогической специальности; через публикацию материалов по теме диссертационного исследования. Результаты исследования были представлены, обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (октябрь 2004г.), на методологическом семинаре «Психолого-педагогические аспекты проблемы одиночества в юношеском возрасте» кафедры общей и социальной педагогики ТюмГУ (январь 2005г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессионального развития педагогов в системе современного образования: теория и практика» (г.Тюмень, 2005 г.).

Полный текст автореферата (формат doc) - 330kb

 
liveinternet.ru