Источник, из которого проистекают наши чувства, загажен в той же мере, что и источник наших суждений.
Бертольд Брехт

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Диссертации и авторефераты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ К УСЛОВИЯМ ПОВЫШЕННОГО РИСКА ПРИРОДНЫХ КАТАСТРОФ- (2005-08-19 16:23:03) 

АВТОР(Ы): Александрова Л.А.


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ *

Единство и взаимовлияние человека и природы подчеркивается многими известными мыслителями и исследователями в самых различных областях науки. Согласно В.И. Вернадскому, человек и человечество неразрывно связаны с биосферой, неотделимы от нее. Огромную роль биосферы в процессе этногенеза подчеркивал Л. Н. Гумилев. С точки зрения Б.Г. Ананьева, проблема ноосферы является наиболее важной областью естествознания и познания человека в целом.

Актуальность проблемы Все возрастающее в связи с экологическим кризисом количество стихийных бедствий и аномальных природных явлений диктует необходимость более детального анализа их влияния на человека с целью повышения его устойчивости к воздействию психотравмирующих факторов природного характера. Этот вопрос актуален не только для регионов со сложными климатогеофизическими условиями, но и для тех, которые до последнего времени считались относительно благополучными в этом отношении. Существующие исследования посвящены, в основном, негативным психологическим и психопатологическим последствиям стихийных бедствий, что диктуется необходимостью экстренной психологической и психиатрической помощи населению пострадавших регионов, а также спецификой профессиональной деятельности и надежности в экстремальных ситуациях природного характера. Жизнедеятельность человека в условиях повышенной опасности природных катастроф, ее психологическая «цена» не были предметом исследования отечественных психологов, хотя такие регионы, по разным оценкам, занимают большую часть территории страны. В частности, территории с повышенной сейсмоопасностью занимают до 10030.7 тыс. кв.км, или 58,8% территории Российской Федерации (Уломов, 1999).

Вышеизложенные соображения обусловили выбор темы и определили цель иследования, которая состоит в изучении психологических ресурсов адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

Объектом нашего исследования явились особенности адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

Предметом исследования были психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующие гипотезы:

1. Индивидуально-психологические особенности личности являются ресурсами адаптации к трудным жизненным ситуациям, вызываемым опасными природными явлениями. Недостаточность развития этих ресурсов повышает риск нарушения адаптации в условиях повышенного риска природных катастроф.

2. Субъективное восприятие, интерпретация и прогнозирование природных угроз, оценка собственной готовности к совладанию с этими угрозами связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности и успешностью адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф.

3. Структурные компоненты и психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф имеют гендерную специфику.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:

1.Исследовать особенности субъективного восприятия, интерпретации и прогнозирования природных угроз, субъективную оценку знаний и готовности к совладанию с этими угрозами в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений и уровня адаптированности личности.

2..Исследовать индивидуально-психологические особенности личности в зависимости от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. Определить роль рассматриваемых индивидуально-психологических особенностей личности в адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф.

3. Выявить гендерную специфику психологических ресурсов адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф.

4. Выявить специфику содержания различных уровней адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф с точки зрения задействованных психологических ресурсов и механизмов адаптации.

Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические подходы и положения, разработанные в отечественной и зарубежной психологии: сформулированное Б.Г. Ананьевым положение о необходимости целостного подхода к изучению человека в системе его связей с миром, принцип единства сознания и деятельности А.Н. Леонтьева. Наша работа основывается также на положениях Ф.Б Березина, Л.А. Китаева-Смыка об адаптации человека в экстремальных ситуациях, Д.А. Леонтьева, А.Г. Маклакова об адаптационном потенциале, С. Мадди, К. Лазаруса о ресурсах и механизмах совладания с жизненными трудностями. Мы опирались также на концепции посттравматического стресса и психопатологических последствий ЧС, изложенные в работах Н.В. Тарабриной, Ю.А. Александровского, М.М. Решетникова; на взгляды И.М. Фейгенберга и В.А. Иванникова о вероятностном прогнозировании и его роли в адаптационном процессе, теорию личностных конструктов Дж.А. Келли, на идеи А.А. Кроника и Р. Ахмерова о психологическом возрасте и психологии жизненного пути, на разработанную А. Маслоу иерархию базовых потребностей личности, понятие о локусе контроля, введенное Дж.Роттером, идеи о роли смысла в жизни человека В. Франкла и Дж. Крамбо, теоретические подходы к процессу взаимоотношений человека и природы С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Б.А. Душкова, Дж.Голда. Философской базой нашей работы являются философские воззрения Л.Н. Гумилева, Н.И. Вернадского о единстве человека и природы, П. Тиллиха, и Т. де Шардена о предназначении человека .

Организация и методы исследования. В целях решения поставленных задач исследование было организованно по принципу ex - post - facto дизайна. Мы придерживались также методологических требований экологического подхода Дж. Гибсона: 1) абстрагироваться от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности человека, рассматривая только те из них, взаимодействие которых создает реальную, «экологическую» (а не «физическую») среду его обитания; 2) изучать функционирования психики в естественных, «экологических» условиях. Основной базой исследования явился Сахалинский государственный университет (экспериментальная группа), и Кемеровский государственный университет, (контрольная группа) с привлечением студентов 2-х — 4-х курсов различных факультетов ( всего 162 человека — студенты СахГУ и 193 человек — студенты КемГУ, из них 124 юношей и 185 девушек). Полные данные по всем изучаемым параметрам получены для 289 человек. Исследование проводилось с использованием следующих психодиагностических методов: 1) методика СМОЛ (модификация Миннесотского многофакторного метода исследования личности, предложенная В.П. Зайцевым, 2) методика ЛК для выявления локализации контроля (модификация Ксенофонтовой; 3) методика СЖО (Д.А. Леонтьев, русскоязычная модификация методики “ Purpose - in - Life ” Дж. Крамбо, Л. Махолик), 4) методика А.А. Кроника «Пятилетия», (начальная ступень методики « LifeLine »); 5) Цветовой тест Люшера (модификация Л.Н. Собчик). Для целей исследования нами была разработана социологическая анкета, оценивающая особенности субъективного восприятия и прогнозирования природных угроз, их осмысления, восприятия собственной готовности к совладанию с этими угрозами, составленная с учетом зарубежных исследований восприятия стихийных бедствий, а также с учетом факторов, которые расцениваются, как повышающие риск возникновения симптомов ПТСР. Контроль условий проведения исследования являлся составной частью исследования. Он включал: 1) тщательный учет внешних природных факторов, 2) максимальное выравнивание экспериментальной и контрольной групп по социодемографическим параметрам. Математико-статистическая обработка результатов проводилась с использованием программ « STATISTICA for Windows 6.0», « EXCEL ».

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуально-психологические особенности личности, такие, как интернальность—экстернальность, смысложизненные ориентации, жизненная перспектива личности являются ресурсами адаптации к трудным жизненным ситуациям, вызываемым опасными природными явлениями. Недостаточность развития этих ресурсов повышает риск нарушения адаптации в условиях повышенного риска природных катастроф.

2. Субъективное восприятие, интерпретация и прогнозирование природных угроз, оценка собственной готовности к совладанию с этими угрозами тесно связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности и успешностью адаптации к условиям повышенного риска природных катастроф. Структурные компоненты и психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф имеют гендерную специфику .

3. Адаптация личности к условиям повышенного риска природный катастроф носит многоуровневый характер и осуществляется на аллопсихическом, интрапсихическом и субъектном уровнях. Каждому уровню соответствуют специфические механизмы адаптации. Уровни адаптации различаются по степени востребованности для своей реализации рассматриваемых психологических ресурсов адаптации личности.

4. При выраженной напряженности адаптационных механизмов сужается спектр доступных психологических ресурсов адаптации к сложным природным условиям. Преобладающими становятся либо автоматизмы интрапсихической адаптации, за счет искажения картины мира и представлений о себе, что ведет к дальнейшему нарушению эффективной адаптации, либо механизмы аллопсихической адаптации, реализация которых не связана с уровнем развития психологических ресурсов личности.

5. Уровень адаптированности личности зависит от степени подверженности воздействию опасных природных явлений. На уровень адаптированности оказывают воздействие: степень интенсивности воздействующих климатогеофизических стрессоров, количество и разнообразие этих стрессоров, а также длительность подверженности их влиянию.

Научная новизна. В работе впервые исследовано субъективное восприятие природных угроз и субъективная оценка готовности к их преодолению. Индивидуально-психологические особенности личности рассматриваются как психологические ресурсы адаптации к жизненным трудностям природного характера. Взаимодействие человека и природной стихии исследуется с позиций личностного развития и ресурсов интенсификации этого развития. В результате исследования получены результаты, которые уточняют и детализируют представления о ресурсах и механизмах адаптации личности к жизнедеятельности в условиях повышенной опасности природных бедствий и катастроф, о воздействии сложных природных условий на личность человека.

Практическая значимость. Материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы для оптимизации учебного процесса в высших учебных заведениях в регионах с повышенной опасностью природных катастроф, при организации психопрофилактической работы, а также в работе психологической службы высших учебных заведений.

Апробация работы . Материалы и результаты диссертационного исследования опубликованы в 12 научных статьях и тезисах научных конференций различного уровня. Результаты исследования докладывались на межвузовских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях (2001-2004г.), на заседании Сахалинского отделения Русского географического общества (2001г.). Полученные в результате исследования данные используются при чтении курса «Психология человека» для студентов биологического факультета Кемеровского государственного университета, а также при подготовке практических психологов и социальных работников на базе ФППК КемГУ в рамках спецкурса «Психология посттравматического стресса», «Психология трудных жизненных ситуаций», а также лекционного курса «Психология безопасности жизнедеятельности» для студентов филиала МГАПУ им. М.А. Шолохова в г. Томске.

* Автор выражает искреннюю благодарность за постоянное внимание и сотрудничество при работе над диссертацией, ценные предложения и рекомендации кандидату психологических. наук, доценту межфакультетской кафедры психологии Кемеровского Государственного университета Валентине Платоновне Михайловой, а также сотрудникам Сахалинского государственного университета за содействие в организации и проведении исследования. Автор также выражает благодарность за оказанное содействие и помощь в проработке вопросов, относящихся к сфере климатологии и геофизики, необходимых для решения поставленных в диссертационном исследовании задач, кандидату технических наук, заведующему лабораторией гидромеханики и океанографии СКБ САМИ ДВО РАН, ученому секретарю Сахалинского отделения Русского географического общества Василию Николаевичу Храмушину.

 

Текст автореферата полностью (архив, в формате RAR) - 160Kb

 
liveinternet.ru