В отношении будущего все ошибаются.
Милан Кундера

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Статьи и монографии

Субъективная картина жизненного пути у представителей религиозной секты Иеговы- (2007-06-30 11:56:51) 

АВТОР(Ы): Ахмеров Рашад,


 

В статье приводятся результаты эмпирического исследования членов секты «Свидетели Иеговы» на основе каузометрического психобиографического подхода. Исследования показывают, что противоречивость и категоричность идеологии секты Свидетели Иеговы отражается в такой же противоречивой субъективной картине жизненного пути членов секты. Они склонны воспринимать жизнь иррационально и категорично, наблюдается дисбаланс рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, что и является фактором риска выбора деструктивного варианта самореализации личности.

Понятно, что различные системы-общности, группы социума влияют на внутренний мир и поведение личности в целом. Молодежь является привлекательным объектом для религиозных сект. Известно, что особую группу риска составляют личности, занятые духовными поисками, а также индивиды с художественным складом мышления; чем моложе человек, тем он более подвержен влиянию различных сект. Религиозные секты являются закрытыми организациями. В этом трудность их психологического исследования изнутри. Практически в научной литературе нет эмпирических психологических исследований религиозных сект. В основном рассматриваются вопросы механизмов и средства влияния на личность в сектах, социальные и психологические последствия влияния сект на личность, и анализ зарубежных источников (М.Вершинин, Е.Волков, Н.Дмитриева, Ц.Короленко, И.Молчанов, Н.Орел, М.Свищев, А.Тимченко, Н.Трофимчук и др.).


Для адекватного восприятия результатов нашего исследования в начале приведем общую характеристику секты. В основном мы опирались на два источника: работы А.Л.Дворкина [6] и на экспертное заключение Института развития личности РАО, подписанное И.А.Галицкой, И.В.Метлик по деятельности секты (взято из Интернет-источника).

Общая характеристика секты и членов секты.


Секта «Свидетели Иеговы, известная так же под названием «Общество сторожевой башни, является одной из самых многочисленных быстрорастущих тоталитарных сект, в большинстве стран Восточной Европы. Секту основал в конце 19 века Чарльз Тейз Рассел (1852-1916).
Иеговисты отрицают любое земное правительство. Все иеговисты считают себя гражданами единого теократического государства – Общества сторожевой башни со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка) в США, где и находится центр – «Вефиль» их всемирное правительство – так называемая Правящая корпорация. У этого правительства около 12 миллионов подданных. Эти подданные исправно платят налоги. В секте издают огромным тиражом два журнала «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Около 26 миллионов экземпляров в 67 языках мира.


По мнению А.Л.Дворкина секта является псевдорелигиозной коммерческой организацией, основанной на квазикоммунистической идеологии с элементами язычества и прикрывающей несколькими христианскими образами и концепциями. Успешную деятельность это секты в нашей стране он объясняет тем, что структура секты удивительно напоминает структуру коммунистической партии с ее демократическим централизмом. Основу доктрины секты составляет единство организации. Внутри организации ведется бескомпромиссная борьба с инакомыслием. Вместо богослужений иеговисты проводят собрания. На этих собраниях изучается специально изданная литература. Членам секты запрещается иметь собственное мнение. Определить, что является истиной или ложью может только организация.


Главное в иеговистком учении – отрицание Божества Иисуса Христа, и ожидание конца света – Армагеддона. Спасутся лишь те, кто принадлежит обществу Свидетели Иеговы. Быть членом этой организации – значит принадлежать к категории избранных Богом Иеговой. Это избранность ко многому обязывает. Сектанты должны придерживаться единообразия в мышлении, и в делах. Для «спасения» они должны, по сути, заниматься вербовкой новых членов; покупать за свои деньги специальную литературу и продавать или раздавать людям; посещать регулярно общие собрания. Они должны отчитываться в своей миссионерской деятельности. Внутри организации происходит слежка друг за другом. Члены секты должны сообщать о прегрешениях членов секты. Иначе они возьмут чужой грех на себя.


В учении иеговистов много абсурда и спекуляции Библией, церковными понятиями. Несколько раз они назначали дату конца света. И каждый раз находили причину ее отсутствия. Членам секты запрещается читать старую специальную литературу секты. Так как мнение идеологов секты по разным вопросам много раз менялась.


Н.Л.Дворкин, ссылаясь на мнение Ю.И.Полищука, указывает на то, что у членов секты со временем формируется жесткая зависимость от секты, происходит снижение способности к критическому мышлению, часто формируются патологические сверхценные идеи религиозного характера [6]. Отмечается высокая частота самоубийств среди членов секты. По данным Bergman J, Motage H. (по Н.Дворкину, 2002 г.) многие иеговисты страдают шизофренией, тяжелой депрессией, алкоголизмом [6]. В целом уровень психических заболеваний превышает средний в 1,5-10 раз.


В Российской Федерации Минюст 29 апреля 1999 года зарегистрировал секту как централизованную религиозную организацию под странным названием «Религиозная организация “Управленческий Центр Свидетелей Иеговы России”». В 1997 году в поселке Солнечный под Санкт-Петербургом иеговисты закончили строительство Управленческого центра. Филиалы секты в каждой стране зарегистрированы с учетом местных законов и отношений к сектам.


Предмет исследования.


Нами было проведено эмпирическое исследование субъективной картины жизненного пути личности членов религиозной секты «Свидетели Иеговы» в г. Набережные Челны в 2003 году*. Под Субъективной картиной жизненного пути личности понимается – психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути – значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целе-средственные связи. Данная картина жизни является системой эвдемонических установок, выполняет функции мотивационной регуляции жизненного пути личности и его согласования с жизнью других, прежде всего значимых для нее, людей [8, 9]. Картина жизни является важнейшей характеристикой самосознания личности. Субъективную картину жизненного пути личности можно рассматривать с разных сторон: как характеристику самосознания; как мотивационный образ – сценарий жизни, жизненную программу; с точки зрения проявления в ней субъектных характеристик (личности как субъекта жизни) и т.д. По результатам изучения субъективной картины жизненного пути вычисляются психобиографические характеристики личности (характеристики личности, как субъекта жизни).
---------------------------------
* В статье использован эмпирический материал, подвергнутый дополнительному анализу и интерпретации, полученный в ходе выполнения дипломной работы Р.М.Валиева под руководством Р.А.Ахмерова (2003).

Методика.

В исследовании принимало участие 60 человек: студенты, учащиеся различных учебных заведений в возрасте от 17 до 24 лет. Из них 30 человек представители секты Свидетели Иеговы (15 мужчин и 15 женщин) и 30 человек - контрольная группа (15 мужчин, 15 женщин).


Исследование проводили методиками «Оценивание пятилетних интервалов» (ОПИ) [4, 5, 7, 9, 10] и каузометрия [5, 8, 9].


Методика «Оценивание пятилетних интервалов жизни» (ОПИ) применяется для измерения динамики субъективной продуктивности жизни в самосознании личности на основе самооценки. ОПИ является методикой экспресс диагностики субъективной картины жизненного пути личности. Процедура ОПИ заключается в следующем. Предлагается оценить все пятилетия жизни с рождения до ожидаемой продолжительности жизни по десятибалльной шкале по степени насыщенности важными событиями. Результаты методики ОПИ позволяют вычислить более десяти показателей – психобиографических характеристик (см. табл. 1) [10]. В нашем случае, мы рассмотрим показатели, по которым обнаружились значимые различия между выборками: реализованность (R), психологический возраст (ПВ), коэффициент взрослости (КВ), среднее изменение оценок, ожидаемая продолжительность жизни, количество десяток.


Показатель реализованности определяется через соотношение насыщенности важными событиями прожитых лет и ожидаемой человеком суммарной насыщенности жизни в целом. Чем больше удельный вес прошлого в картине жизни, тем выше реализованность, тем больше значимых событий жизни уже произошло. Показатель может принимать значения от 0 до 100 %. С годами показатель реализованности, обычно растет. Психологический возраст (ПВ) вычисляется по формуле: ПВ = R х ОПЖ/100 %, где R – реализованность, ОПЖ – ожидаемая продолжительность жизни. Психологический возраст является мерой психологического прошлого, подобно тому, как хронологический возраст - мера хронологического прошлого. Соответствие хронологического (паспортного) и психологического возрастов свидетельствует об умении человека найти приемлемый для себя темп жизни, соразмерить притязания с возможностями. Завышенный ПВ связан с пессимистичной и обедненной жизненной перспективой. Заниженный – о нереализованности, отсутствии значимых достижений в самореализации. Оптимальным является совпадение психологического и хронологического возрастов или немного заниженный психологический возраст, который указывает на наличие значимых жизненных ожиданий и еще нереализованного творческого потенциала. Коэффициент взрослости - соотношение психологического и хронологического возрастов; удобен для сравнения психологического возраста людей разных хронологических возрастов, находящихся в одной группе. При KB<100 % человек психологически моложе, при КВ>100 % - старше, при KB=100 % соответствует своим годам. Среднее изменение оценок указывает насколько жизнь субъективно протекает с взлетами и падениями. Операционально отражается в резких перепадах оценок соседних пятилетий, ровная жизнь - в мало различающихся оценках. Количество десяток - отсутствие максимальных 10-бальных оценок наблюдается у людей, которые больше доверяют своему разуму, чем чувствам. Большое количество "десяток" (3 и более) ставят люди, склонные к иррациональному восприятию человеческого бытия, больше доверяющие своим чувствам, чем рассудочному мышлению.
Каузометрия предназначена для глубинной диагностики субъективной картины жизненного пути и психобиографических характеристик личности; проводится в индивидуальной форме и занимает 1-2 часа. Каузометрия содержит основные и дополнительные процедуры. Мы проводили со всеми имеющимися дополнительными процедурами. Приведем лишь те процедурные этапы, которые важны для интерпретации полученных данных.


Процедурные этапы каузометрического опроса: формирование списка наиболее важных событий своего прошлого, настоящего и будущего; датирование событий; ранжировка их по важности «для себя», т.е. определение личной значимости событий; цветовые ассоциации событий с цветами теста М. Люшера: процедура предназначена для диагностики менее осознанного эмоционального отношения опрашиваемого к событиям его жизни – в ее основе лежат идеи цветового теста отношений А.М.Эткинда; обозначение сфер принадлежности событий; причинно-следственный анализ межсобытийных связей – выявление представлений опрашиваемого о структуре причинно-следственных связей между событиями его жизни; целевой анализ межсобытийных связей – выявление представлений опрашиваемого об инструментально-целевых связях (типа «средство-цель») между событиями его жизни.


По результатам каузометрического опроса можно вычислить одиннадцать психобиографических характеристик: насыщенность, целеустремленность, рациональность, конфликтность, стратегичность, уверенность, удовлетворенность, эмоциональность, чувство реальности (реалистичность), психологический возраст и коэффициент взрослости [7, 8]. Психобиографические характеристики вычисляются отдельно для психологического прошлого, настоящего, будущего и для жизни в целом.
Насыщенность показывает процент наполненности картины жизни мотивационными связями (причинные и целевые связи между значимыми событиями жизни). Целеустремленность указывает процент целевых связей в общей сумме всех имеющихся связей (и причинных, и целевых). Уверенность указывает процент однозначных, категоричных ответов о наличии определенной связи между событиями жизни. Рациональность характеризует степень соответствия целей и средств их достижения предполагаемым результатам и причинам поступков (в процентах). Стратегичность определяет масштабность жизненных замыслов, убежденность в их осуществлении (по сути, это длина причиной и целевой связи между событиями с учетом ожидаемой продолжительности жизни и субъективной вероятности этой связи). Чувство реальности отражает степень совпадения ранжировки событий по мотивационному статусу (характеризующий интенсивность связей конкретного события со всеми остальными) с их субъективной ранжировкой по важности «для себя» (коэффициент ранговой корреляции Спирмена). Удовлетворенность указывает на то, в какой мере человек видит свою жизнь в приятных цветовых ассоциациях (в процентах). Эмоциональность – показывает насколько человек видит свою жизнь в полярных эмоциях (в процентах). Каузометрический психологический возраст и каузометрический коэффициент взрослости по содержанию аналогичны психологическому возрасту и коэффициенту взрослости, вычисляемые по методике ОПИ..
Соотношение понятий сознательное-бессознательное и осознанное-неосознанное в психобиографическом каузометрическом подходе.


Для интерпретации результатов исследования важно отметить то, что методика ОПИ измеряет осознаваемые, а каузометрия менее осознаваемые и неосознаваемые параметры картины жизни [4, с. 180-182]. ОПИ выявляет обобщенные представления личности о своей жизни. Данное обобщенное представляет осознанный уровень, то есть то, что человек может вербализовать, может даже обосновать. Например, в известной басне, лиса не может достать виноград, чтобы сохранить уважение к себе, она говорит, что виноград зеленый, кислый. Не всегда осознанное представление, отражает реальное положение дел во внутреннем мире человека. Как на примере «лисы и винограда» данное осознанное может быть результатом проявления защитных механизмов.
Каузометрия конкретизирует обобщенные представления и выявляет то, что на обобщенном уровне не было представлено, то есть она выявляет ранее не всегда осознанное. Однако, выявление (конкретизация обобщенного) неосознанного автоматически не приводит к реальному осознанию человеком скрытого содержания обобщенных представлений. Для этого требуется усилие, работа как психолога, так и клиента, пациента. Поэтому в нашей работе, понятие «обобщенное» указывает на понятие «осознанное», а понятие «конкретное» - на понятие «неосознанное».


Сознательное как и бессознательное по содержанию многосторонне. По нашему мнению, содержание «сознательного» не всегда может быть осознано человеком. Человек вербально может озвучить какие-то свои мотивы, ценности и установки, но не всегда может их объяснить логически. Более того, если вербально озвученное, адекватно не проявляется в его поведении, деятельности, то данное вербальное не является проявлением осознанного. За исключением, пожалуй, случая, когда человек заведомо (осознанно) решил скрыть мотивы своего поведения. Такое рассогласование говорит о защитных психологических механизмах, о наличии конфликтов, кризисов, в целом о смысложизненных коллизиях в жизни человека. Таким образом неосознанным может быть и содержание сознательного.


Под термином «осознанное» мы понимаем то, что человек рационально может объяснить, и оно логично включено в его поведение. «Осознанное» - это часть сознательного и бессознательного внутреннего мира человека, которое согласованно проявляется в разных аспектах его жизни.

Статья полностью

 
liveinternet.ru