Психологическая газета N01(16) 1997
г.
..Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.
(J. Bugental, R. Kleiner)
Экзистенциально-гуманистический
подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются
уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.
Экзистенциальное
направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ
века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность
многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими
взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека;
с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии,
которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате
в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное
такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС,
Виктор ФРАНКЛ и др.
Важно
отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось
появлением собственно экзистенциального направления - очень многие
психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи.
Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса,
К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом
семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную
психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае
экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая
и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально
это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось
экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим
и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй
мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение
и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли
некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии
(которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма):
Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.
Видимо,
поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают
говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется,
такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм
и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический
фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность,
которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения
своей жизни и способности к этому.
Недавно
в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана
секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать
- официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально
работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках
Международной конференции по гуманистической психологии произошла
наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж.
Бюджентала . Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ,
Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге
3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа
обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты
работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но
не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии
выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие.
(Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их
называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции
не только получают весьма своеобразную трактовку например, один
из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас
как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов,
а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, - но приобретают сразу несколько
имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James
BUGENTAL - его называют тремя и более вариантами; думается, лучше
всего произносить его так, как это делает он сам - БЮДЖЕНТАЛ.)
Итак
важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет
жизнеизменяющей терапией.
1.
За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека
лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные
проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности
и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов
на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт
проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом
заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные
проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии:
клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять
способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни,
и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать
жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
2.
ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и
изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает
осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности
безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как
сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих
объективные предсказания и ожидаемые результаты.
3.
В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность
человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и
интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне . Субъективность
- это наши переживания, стремления, мысли, тревоги ... все, происходящее
внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что
мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента
и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная
субъективность главное средство помощи клиенту.
4.
Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль
отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно
живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно
в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого
или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные
проблемы.
5.
ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления
терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник
и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не
занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается
удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник,
включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет,
требование, инструктаж и т. д . Позиция Бюджентала: при определенных
условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы
с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности
адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к
манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта
Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и
разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой
глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных
возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.
В планы секции
экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение
и практическое освоение всего богатства теоретического и методического
арсенала ЭГП. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции
всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.