У несвободных людей всегда путаница понятий
Антон Чехов

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Статьи и монографии

 Как это начиналось: Из Книги Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. С.6-13 / 01 1970 03
АВТОР: Братченко Сергей,

 

Заказ книги.

Летом 1992 года на 2-й Международной конференции по гуманистической психологии в Москве выступила Дэбора РЭХИЛЛИ (Deborah RAHILLY) из США с рассказом о концепции своего учителя - Джеймса БЮДЖЕНТАЛА (James BUGENTAL), одного из лидеров экзистенциально-гуманистического подхода (ЭГП). Ее сообщение вызвало большой интерес и Дэбору пригласили провести после конференции несколько ознакомительных семинаров - в том числе в Москве и Санкт-Петербурге. В обоих городах образовались группы психологов и психотерапевтов, заинтересованных в более глубоком освоении этого подхода. В течение 1993-1995 Дэбора и ее коллеги - Роберт НЭЙДЕР (Robert NADER), Ланир КЛАНСИ (Lanier CLANCE), Падма КАТЕЛЛ (Padma CATELL), и др. - провели в России серию семинаров-тренингов по ЭГП, в промежутках между которыми московская и петербургская группы активно осваивали методические материалы, обсуждали полученный опыт, переводили первоисточники. Это был очень значимый период для всех нас: американские коллеги знакомились с нами, нашими настроениями и возможностями, готовностью к серьёзному постижению и освоению этого глубокого, в высшей степени непростого подхода; мы сами, с одной стороны, активно включились в захватывающий процесс открытия экзистенциальных взглядов на человека, его развитие, личностный рост и условия психологической (психотерапевтической) помощи в решении жизненных проблем, а, с другой стороны, - мы пытались "прислушаться" к себе и тоже понять, насколько серьёзна наша готовность занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни:В процессе такого взаимо- и самопознания постепенно происходило наше самоопределение - кто-то отходил в сторону, взяв из этого подхода только то, что было близко и понятно лично ему, кто-то оставался на распутье, продолжая сомневаться и искать, а кто-то делал вполне определенный и осознанный выбор в пользу экзистенциализма.

Следующим этапом работы стала поездка в Америку и знакомство с практикой ЭГП на его родине (экзистенциальный подход в психологии появился в первой половине ХХ века в Европе, но данное его направление было создано усилиями в первую очередь американцев: Ролло МЭЯ (Rollo MAY), Дж. БЮДЖЕНТАЛА, Ирвина ЯЛОМА (Irving YALOM) и др. - подробнее см. разделы 1.1. и 1.2.). Причем, не только соприкоснуться, но и вступить в интенсивный двухнедельный диалог с целым созвездием представителей этого направления во главе с одним из его вдохновителей и создателей Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ . Произошло это на российско-американской конференции "Экзистенциально-гуманистическая психотерапия", которая проходила 20 января - 3 февраля 1997 года в Сан-Франциско - в эпицентре развития экзистенциально-гуманистического подхода.

Мои впечатления от общения с американскими коллегами очень яркие и разнообразные. С одной стороны, я еще раз убедился, что при всех очевидных различиях, "по большому счету" - они такие же, как и мы. Мы довольно хорошо понимали друг друга (несмотря на имевшиеся кое у кого языковые трудности), и у нас оказалось много общего - не столько даже в профессиональном смысле, сколько в чисто человеческом. Несколько раз я вспоминал знаменитую формулу Карла Роджерса: самое глубинное в людях - самое общее:

С другой стороны - в общении с американскими психологами и психотерапевтами я открыл для себя массу нового, получил уникальный опыт. Да, в теоретическом плане наши психологи, как правило, здорово "подкованы", с удовольствием включаются в научные дискуссии... Но вот в практическом отношении, в способности вступить в непосредственный глубокий контакт с клиентом и вести интенсивную, эффективную и при этом недирективную терапевтическую работу - тут большинству из нас еще расти и расти (во всяком случае в отношении себя лично могу утверждать это вполне определенно). Впрочем, само по себе это не стоит расценивать как недостаток: с точки зрения ЭГП, страшно не то, что еще есть что менять, а как раз наоборот - что уже нечего (или - незачем...). Для себя я увидел очень богатую и перспективную зону ближайшего развития именно в экзистенциально-гуманистическом направлении. Для большинства моих коллег, насколько я могу судить, эта поездка также оказалась весьма полезной.

Итак - экзистенциализм медленно, но верно пускал свои мощные корни на почве российской психологии и психотерапии: Мне посчастливилось быть участником этого процесса зарождения экзистенциально-гуманистического подхода в России с самых первых его шагов. Данная работа является попыткой обобщить полученный мною опыт, который имеет три основные источника.

Во-первых, это очень насыщенный, глубокий и богатый опыт общения и участия в семинарах и тренингах, которые проводили профессиональные психологи и психотерапевты из США, специализирующиеся в экзистенциально-гуманистическом направлении. Особенно хочется отметить встречу с Джеймсом БЮДЖЕНТАЛОМ - основателем этого направления. Эта встреча оказала (и продолжает оказывать) на меня очень сильное и глубокое, поистине экзистенциальное влияние! Я видел перед собой не только (и не столько!) крупнейшего теоретика и авторитетного исследователя, уникального психотерапевта, лидера целого направления в психологии (Бюджентал, как известно, был соратником А.Маслоу, К.Роджерса, Р.Мэя и других по осуществлению "гуманистической революции" в психологии, его избрали первым президентом "Ассоциации за Гуманистическую Психологию", он был редактором знаменитой книги, своего рода "гуманистического манифеста" - "The Challenges of Humanistic psychology" (1967) и т.д. и т.п.), но прежде всего - человека, Личность. Человека мудрого - но готового удивляться и открывать снова и снова. Человека опытного и удивительно глубоко понимающего - но уважающего тайну внутреннего мира личности и отказывающегося давать однозначные, окончательные ответы. Человека, мыслящего ясно, логично, раскладывая сложнейшие темы и проблемы "по полочкам" (но осознавая принципиальную незавершенность любого рассуждения на экзистенциальные темы), - и виртуозно владеющего метафорами, образами, юмором. Человека, который всю жизнь имел дело с людскими страданиями, болью, проблемами - и сохранил оптимизм, веру в позитивную сущность человеческой природы...

И еще. Для меня принципиально важно было убедиться в том, что в данном случае Человек и его Концепция (теоретическая и практическая) - это единое целое: Бюджентал полноценно живет, присутствует в своей теории и в своей практической работе; а его концепция - очень жизненная и очень личная. И он сам и его подход - удивительно естественные и гармоничные.

Во-вторых, это опыт изучения разнообразной теоретической и методической литературы по ЭГП, а также - ее обсуждение с коллегами. Наиболее сильное впечатление произвели на меня три книги Бюджентала: "The Search for Existential Identity" (1976), "Psychotherapy and Process"(1978 ), "The Art of the Psychotherapist" (1987). Последняя работа легла в основу разработки программы семинара-тренинга (см. часть третью данного пособия).

В-третьих, это важный (хотя и очень разный и неоднозначный) опыт самостоятельного проведения семинаров-тренингов по ЭГП для практических психологов. Всего на данный момент таких семинаров проведено около двадцати в ряде городов России, Украины, Белоруссии.



Эту книгу можно заказать по адресу: http://www.smysl.ru/annot.htm?72