Жизнь - это то, что с вами случается как раз тогда, когда у вас другие планы.
Джон Леннон

 
 

+ БИБЛИОТЕКА /

- (2005-10-03 11:08:54) 


 

   Вторая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии (2 – 5 мая 2004, Звенигород) оставила более глубокое и интересное впечатление, чем первая. Организатор ее – Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества (директор Дмитрий Леонтьев, он же председатель оргкомитета) имеет все основания гордиться, тем, что произошло интересное и яркое событие в жизни психологического сообщества.

Конференция отличалась насыщенностью и очень достойным уровнем репрезентации. Были представлены все поколения – от старшего до молодежи, а также множество регионов – от Санкт-Петербурга до Сибири.

Первым делом надо отметить прекрасную атмосферу конференции. Она сформировалась в первый же вечер после концерта замечательного барда Михаила Щербакова . В заключительный вечер оргкомитет порадовал участников еще одним аттракционом – лунным затмением . Оно наблюдалось участниками конференциями во время пикника, длившегося до глубокой ночи. Созерцание зрелища сопровождалось всеобщим весельем и пением под гитару.

Но переходим к самой конференции. Как известно, судьба всякого крупного учения – это вечное самообоснование. Именно прояснению сущности экзистенциального подхода был посвящен доклад Б. С. Братуся «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (впредь Э. П.) КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ». Встроить Э.П. в широкий культурный контекст, соединить с традициями российской психологической и философской мысли – вот та задача, которую ставил перед собой докладчик.

Д. А. Леонтьев обсуждал саму сущность Э.П. «Э. П. КАК ПСИХОЛОГИЯ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ» в свете таких ключевых понятий, как свобода, выбор, ответственность. Самодетерминация в этом аспекте представляется как главный аспект

Э. П. в том смысле, что вся остальная психология – имеет дело с иной детерминацией.    Среди важнейших особенностей этой конференции – отсутствие жестких «экзистенциалистских» рамок. Речь идет о вполне определенной тенденции современного научного дискурса. Она свойственна не только для экзистенциальной психологии. Это –движение в сторону интердисциплинарности, расширении контекста. Многие из выступлений с экзистенциализмом, как таковым, были связаны весьма условно. Значительная часть сообщений относилась к межпарадигмальной сфере. Это большая заслуга организаторов. Любая парадигма стагнирует, варясь исключительно в собственном соку, любой выход за пределы школьных границ – несомненное благо.

Так, в сообщении Д. Б. Богоявленской «ТВОРЧЕСТВО: КОНВЕРГЕНЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ПОДХОДОВ» речь шла о конвергенции деятельностного и экзистенциального подхода. В сообщении В. К. Зарецкого – о сочетании системно-методологического и экзистенциального подходов.

До обеда первого дня конференции мы услышали также доклад большого стиля А. А. Леонтьева «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ», где намечались различные пути развития психологической науки. Да, подумали мы, как хорошо быть зрелым ученым, и иметь моральное право планировать развитие науки в целом.

Другой докладчик, А. М. Лобок, тоже говорил «об альтернативном» – о своей системе педагогики, базирующейся на предельно либеральном и индивидуализированном подходе к детям.

Прекрасное впечатление глубокой и обстоятельной разработкой темы произвела В. В. Нуркова . Ее доклад «ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОШЛОГО» был посвящен теме автобиографической памяти. Прошлое – наш важный ресурс и многие проблемы настоящего есть следствие недоработки проблем прошлого.

Р.А. Ахмеров «ЖИЗНЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТИ: НА ПУТИ К ИНДИВИДУАЦИИ» в своем сообщении очень продуктивно сравнил и проанализировал такие концепты, как индивидуация, адаптация и самореализация. Весьма оригинально разбирается им известный всем феномен «новая жизнь с понедельника».

Доклад Ю. К. Стрелкова «СИНХРОНИЗАЦИЯ И ВРЕМЕННОЙ СИНТЕЗ: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ» - скорее философское эссе, где проблема времени проигрывается в разных плоскостях, соотносится с разными контекстами.

А.И. Сосланд в своем сообщении «БЫТИЕ И ПРОСТРАНСТВО» познакомил слушателей с отдельными концептами своего нового подхода, который он называет аттрактив-анализ.

После пленарные докладов первого дня, конференция разделилась на секции. Там стоит отметить доклад Г. В. Иванченко . Она разрабатывает такие концепты как "экзистенциальный накал" и "экзистенциальный расчет". Ее сообщения и тексты всегда включают в себя широкий культурный контекст и пишутся прекрасным языком.

О. В. Лукьянов в докладе «КРЕДИТ БУДУЩЕГО. ПРАГМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» весьма драматично поставил вопрос об экзистенциальном статусе психолога - исследователя.

Параллельно шли мастерские Е. Р. Калитеевской «ПРИЗНАНИЕ» и Е. А. Загряжской «Э. П. И ПСИХОДРАМА». Обе привлекли к себе серьезное внимание участников конференции.

Приглашение прочитать вечернюю лекцию на конференции – своего рода знак признания научного авторитета. На этот раз таким знаком был отмечен петербургский философ Г. Л. Тульчинский . Автор многих интересных исследований, он совсем недавно обратил на себя внимание замечательным проектом. Вместе с Михаилом Эпштейном и рядом других авторов они выпустили в свет "Проективный философский словарь". Там вводится в оборот, т. е. "проектируется" целый ряд интересных оригинальных концептов. Столько креативного и нового в нашей гуманитарной  литературе я не встречал давно.

Лекция Г. Л. Тульчинского «ПОСТГУМАНИЗМ И ЛИЧНОСТЬ» была посвящена драматическим изменениям в жизни современно человека, связанным с кризисом гуманизма, ответственности, свободы.

Доклады второго дня начались с сообщения В. В. Летуновского «ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ ПРАКСИСЕ». Это было своего рода исповедальное повествование о своем месте в жизни, рассказ об ответственности, как основе жизненной позиции.

Е.Е. Сапогова в сообщении «ИГРЫ С САМИМ СОБОЙ: Я-МЕТАФОРЫ В СОДЕРЖАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАРРАТИВОВ СУБЪЕКТА» вела речь о том, как мы метафорами создаем мифы себя самих. Разбирались разные нарративные контексты, связанные с индивидуальными мифологиями.

Е. И. Яцута в докладе «КОНТЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВУ» вела речь о подходе, центрированном на содержании, а не на отношениях. Осмысление содержания и объемное видение есть предпосылки встать на путь формирования ответственности.

С.В. Кривцова в докладе «К ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ» весьма плодотворно соотнесла концепты экзистенциально подхода А. Лэнгле с проблемами теории развития. Ключевой здесь была такие концепции А. Лэнгле как PERSON , важным измерением в развитии ребенка выступает категория свободы.

На второй день секционные заседания шли только до обеда и здесь хочется поделиться одним интересным наблюдением. Вполне уже можно говорить о целой группе молодежи, сформировавшейся под при экзистенциалистском движении. Это не просто молодые психологи, разделяющие определенные экзистенциалистские ценности, а вполне самостоятельные исследователи, со своими оригинальными и плодотворными идеями, интересным взглядом на мир. Не останавливаясь подробно на содержании их докладов, просто перечислим их. Это – А. М. Улановский, Р. А. Пивоваров, Е. А. Загряжская, Е. Ю. Мандрикова, Д. В. Сапронов, Е. Н. Осин и другие.

   На второй день своими мастерскими до обеда нас порадовали С. Б. Есельсон – «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ» и В. В. Летуновский – «ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ», а после обеда – А. Н. Моховиков – «РЕСУРСЫ ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛИ» и Е. И. Яцута – «КОНТЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК МОДЕЛЬ ФАСИЛИТАЦИИ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА»

К сожалению, не все из тех, кто был заявлен, смогли доехать. Не сумел преодолеть вовремя российские паспортные барьеры известный чешский психолог Владимир Смекал . Он должен был читать вечернюю лекцию «ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУДЬБЫ». Вместо В. Смекала вечернюю лекцию читал А. А. Кроник , оказавшийся очень кстати. Речь он вел об истории создания своего метода « Life - line », и говорил очень интересно и даже проникновенно.

Последний день был посвящен вопросам формирования экзистенциалистского сообщества. Английский гость Саймон Дю Плок в докладе «ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ» рассказал об истории становления Э. П. метода от тех лет, когда работал Рональд Лэинг, до наших дней.

С. Б. Есельсон, другой гость конференции, на сей раз из Ростова, в сообщении «5 ЛЕТ ИНСТИТУТУ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА В РОСТОВЕ» рассказал о своем локальном опыте. Нелишним будет сказать, что С. Есельсон главный редактор единственного на сегодняшний день журнала по Э. П. Журнал называется «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия». Уже вышло в свет четыре номера, сетевая версия – на сайте www . existrad . narod . ru .

Д. А. Леонтьев и Е. Ю. Мандрикова , представлявшие организацию-устроителя конференции рассказали о том, как жил «ИНСТИТУТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА МЕЖДУ ДВУМЯ КОНФЕРЕНЦИЯМИ». Более подробно с работой института можно ознакомиться на сайте www . institut . smysl . ru

В сообщении С. Л. Братченко «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА: ИДЕИ И РАЗМЫШЛЕНИЯ» речь шла о проблемах формирования экзистенциального сообщества в России. Этот разговор плавно перешел в круглый стол «ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ».

Дискуссия получилась весьма острой. Было представлено две основных точки зрения. Первая – сообщество в Э.П. должно быть представлено только «чистыми» экзистенциалистами, т. е. психологами, прошедшими сертификацию по одному из соответствующих проектов и строго причисляющими себя к данной парадигме. Эту точку зрения последовательно отстаивал С. Л. Братченко. Иная позиция предполагала намного более широкий доступ в ассоциацию людей с более широкими интересами и даже из иного профессионального круга (допустим философов). Эта точка зрения имела больше сторонников.

Рассказать обо всем, как всегда, невозможно. Многое из того, что было там интересного, не уместится в объем небольшого рассказа. Но нельзя не отметить безукоризненную работу оргкомитета. Все было вовремя, без неприятных сюрпризов, без осечек. Ну и немаловажно – к началу конференции (а не через год, как это часто бывает) уже был готов сборник докладов участников.

Подытоживая наши впечатления, скажем: Э.П. обретает в России сильный драйв. Очень заметно продвижение, вглубь и вширь, этого направления. Оно становится богаче, привлекательнее, встраивается в крупный психологический контекст. В орбиту Э.П. втягивается все больше психологов, причем как маститых, так и молодежи.

Существует несколько точек интенсивного роста и ясно, что все идет к тому, что Э. П. становится очень заметной и влиятельной силой в нашем профессиональном сообществе.

 
liveinternet.ru