Организовать можно лишь низшее, не высшее.
Николай Бердяев

 
 

+ БИБЛИОТЕКА / Диссертации и авторефераты

ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ- (2005-08-19 16:13:56) 

АВТОР(Ы): Дергачева О. Е.


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования определяется особенностями современной ситуации, сложившейся в обществе. С одной стороны , полностью разрушены традиции и социальные регуляторы , действовавшие в прошлом, человек находится в ситуации экзистенциального и идеологического вакуума, что ведет к необходимости поиска опоры в себе , к тому, чтобы самому направлять и регулировать собственную жизнь. С другой стороны, под влиянием СМИ формируется жесткий конкретный социальный образ, акцент в котором делается на «внешнюю» атрибутику успешности. Таким образом, необходимость самостоятельного выбора, наличия внутренних критериев оценки, действий с учетом собственных психологических особенностей - то есть необходимость личностной автономии - выступает на первый план.

Идея личностной автономии без конкретного выделения этого понятия может быть найдена в работах авторов разных направлений психологии: в принципе овладения своими мотивами (Выготский, 1983), в процессе взаимоопределения человека миром и мира человеком (Рубинштейн, 1997), в совершении поступка (Бахтин, 1995), в активном и осознанном утверждении человеческой личности в деятельности (Леонтьев А.Н., 1983), в осуществлении личностного выбора (Асмолов, 1990), в принципе позитивной свободы для созидания и самостроительства (Братусь, 1988), в необходимости выбора между мотивами (Василюк, 1984), в проявлении надситуативной активности (Петровский, 1996), в понятии имманентной детерминации (Дорфман, 1997). Проблема автономии можно обнаружить в гуманистической психологии и у авторов, придерживающихся близких ей взглядов: в понятии позитивной свободы и продуктивной активности (Фромм, 1992, 1993), а также его связи с психическим здоровьем (Мэй, 1994), в самотрансценденции (Франкл, 1990) и полноценном функционировании человека (Роджерс, 1994), в позиции активного выбора в различных ситуациях (Росс, Нисбетт, 1999), в качестве проявления метамотивации (Маслоу, 1997).

Одним из первых идею автономии ввел в своих работах в 1930-е гг. К.Г.Юнг. В работах современных авторов, рассматривается как правило, какой-то один или несколько отдельных аспектов личностной автономии: автономия как одна из ценностей психотерапии опыта (Cohn, 1975), как показатель психического здоровья в психоаналитической традиции (Gruen, 1976), как проявление ответственности по отношению к себе и другим (Hutt, Isaacson, Blum, 1966), как стадия развития идентичности человека (Эриксон, 1996), как вопрос соотношения индивидуализма и взаимосвязи с окружающим миром (Gabanska, 1995) или как стиль отношений с другими людьми (Harter, 1999), как один из принципов функционирования системы психического в противовес принципу гомономии и интеграции (Холл, Линдсей, 1997).

В качестве одной из попыток положить в основу подхода идею личностной автономии можно рассматривать теорию самодетерминации (Deci, 1980; Deci, Ryan 1985, 1991, 2000, 2002; Ryan, 1993; Deci, Ryan, Grolnic, 1995; Sheldon, Ryan, Reis, 1996; Reis, Sheldon, Gable, Roscoe, Ryan, 2000; Deci, Ryan, Gange, Leone, Usunov, Kornazheva, 2001). Разработаны различные методики по измерению этого конструкта (Deci, Ryan, 1985; Hmel , Pincus , 2002) В современной отечественной психологии традиция исследования проблемы личностной автономии пока только закладывается (Леонтьев Д.А., 1997а, 2000а, 2002а; Калитеевская, 1999). Таким образом, возникает проблема необходимости анализа личностной автономии и создания русскоязычной психодиагностической методики для измерения уровня ее проявления.

Целью данной работы является теоретический анализ проблемы личностной автономии в контексте ключевых понятий общей психологии и психологии личности и разработка психодиагностической методики для эмпирической оценки индивидуальных различий в ее выраженности.

Объектом исследования является саморегуляция личности, понимаемая как система психологических механизмов, обеспечивающая влияние личности на ее жизнедеятельность. Предметом выступает личностная автономия как индивидуально-психологическая характеристика личности.

Основные задачи исследования:

•  Определение феномена и обоснование понятия личностной автономии в психологическом контексте;

•  Систематизация известных на настоящий момент теоретических разработок, касающихся проблемы личностной автономии;

•  Обзор подходов к диагностике личностной автономии;

•  Разработка и валидизация русскоязычной психодиагностической методики по измерению индивидуальной выраженности личностной автономии;

Гипотезы:

•  Личностная автономия выступает как психологическая характеристика личности человека, характеризующаяся интраиндивидуальной устойчивостью.

•  Современные психологические исследования проблемы личностной автономии отражают различные аспекты анализируемого понятия.

•  Личностная автономия связана с жизнестойкостью, смысложизненными ориентациями, стремлением к изменению и временной перспективой.

Методологическая база исследования . Идеи культурно-исторической психологии об опосредствовании, овладении и самоуправлении (Выготский, 1983), «вершинная» психология личности (Выготский, 1983; Франкл, 1990; Леонтьев Д.А., 1997а), концепция свободной причинности и надситуативной активности (Петровский, 1996), принципы позитивной психологии, теория самодетерминации (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000; Deci, 1980; Deci, Ryan 1985, 1991, 2000, 2002).

Методы , использованные в процессе работы: анализ литературы; построение теоретической модели; разработка, адаптация и валидизация диагностической методики; статистический анализ данных, конфирматорный факторный анализ.

Эмпирической базой исследования являются протоколы обследования студентов московских ВУЗов разных курсов и факультетов Академии Труда и Социальных Отношений (АТиСО) и Московского Института Коммунального Хозяйства и Строительства (МИКХиС) (100 и 213 человек), а также участников Второй всероссийской конференции по экзистенциальной психологии (39 человек), и участников конкурсного отбора для обучения по программе МВА, проводимого журналом «Формула Карьеры: Менеджер» и ОАО АКБ «Росбанк» (33 человека), всего 385 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

•  Систематизация и соотнесение различных подходов к личностной автономии;

•  Разносторонний анализ теории самодетерминации, наиболее полно представляющей проблему личностной автономии;

•  Разработка русскоязычной методики для измерения личностной автономии и е e валидизация в эмпирических исследованиях.

В условиях возрастающей роли применения практических методов психологии в различных областях современной жизни исследование личностной автономии имеет также и большую практическую значимость . Понимание того, как человек сам может выбирать и направлять собственную активность, особенно актуально в современных условиях, когда под влиянием внешних обстоятельств и жестких условий, которые диктует социум, человек часто теряет возможность выбора. Способность измерить уровень автономии в личности человека, предупредить возможные трудности в этой сфере или же скорректировать имеющиеся нарушения можно только при наличии хорошо разработанной теоретической базы исследуемого явления, а также методов его эмпирического анализа. Диагностика проявлений личностной автономии важна как при общем исследовании личности человека, так и при проведении оценки индивидуальных особенностей для решения конкретных прикладных задач, например, для профориентации, при подборе персонала в организации, в психологическом консультировании. Проявление личностной автономии может быть критерием психологической успешности и психического здоровья, и наоборот, отсутствие этого качества, вероятно, является сигналом о возможном неблагополучии и потребности в психологической помощи, причем речь может идти о разных возрастных группах. Кроме того, умение делать собственный выбор является одним из необходимых качеств во многих сферах профессиональной деятельности. Нужно отметить, что на данный момент не существует русскоязычных разработок инструментария, направленного на измерение именно этого психологического конструкта.

Положения, выносимые на защиту:

•  Понятие личностной автономии описывает важную феноменологию, связанную с механизмами собственно личностного развития, не отражаемую другими понятиями, однако на сегодняшний день в психологии не сформировался единый взгляд на эту проблему.

•  Личностная автономия представляет собой механизм саморегуляции и самодетерминации личности, реализующийся в виде осознанного выбора способа действий, учитывающего как внутренние стремления, так и внешние условия жизни человека.

•  Разработанный русскоязычный опросник каузальных ориентаций является психодиагностической методикой, обладающей хорошими психометрическими показателями (факторной структурой, консистентностью шкал, конструктной валидностью, одномоментной и ретестовой надежностью), и может использоваться как инструмент для диагностических и исследовательских целей.

•  Личностная автономия положительно связана с жизнестойкостью, осмысленностью жизни, стремлением к изменению и ориентацией на будущее.

Достоверность результатов обеспечивается достаточным объемом выборки и применением при обработке данных конфирматорного факторного анализа, коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена, показателя одномоментной надежности a Кронбаха и др. (пакет программ SPSS 10.0, EQS 6.1).

Апробация работы. Основные результаты были доложены на Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва, 2001), Восьмой международной конференции по мотивации (Москва, 2002), на научной конференции «Вторые общепсихологические чтения» кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (Москва, 2004).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 121 наименование, из них 36 на английском языке, и двух приложений. Текст диссертации изложен на 162 страницах. Работа содержит 13 таблиц и 1 рисунок.

Текст автореферата полностью (в формате DOC) - 160Kb

 
liveinternet.ru