Источник, из которого проистекают наши чувства, загажен в той же мере, что и источник наших суждений.
Бертольд Брехт

 
 

+ БИБЛИОТЕКА /

- (2005-10-03 11:08:39) 


 

   С 2 по 5 мая 2004 г. подмосковный Звенигород собрал участников II Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии. Ставшая логическим продолжением состоявшейся в 2001 г. первой подобной конференции, она сочетала в себе уже наметившиеся традиции к построению сообщества единомышленников и живое научное общение, в ходе которого интенсивно рождались новые идеи и замыслы. Как отметил в своём вступительном слове Д.А.Леонтьев, экзистенциальная психология воспринимается сегодня уже как «органичная часть российского психологического ландшафта»; исследователи активно ищут и самостоятельно выстраивают плоскости соприкосновения экзистенциальных идей и практик с укоренёнными в российском научном менталитете культурно-исторической и деятельностной психологией. Известно, что точки роста современного научного знания, как правило, расположены в междисциплинарных

областях, поэтому активное взаимопроникновение различных теоретических положений становится мощным импульсом к движению психологического познания вперёд - к ``живому'' знанию о человеке.

   Организаторы конференции - Институт экзистенциальной психологии и жизнетворчества и Российский Гуманитарный Научный Фонд – смогли собрать представителей академической науки и практиков, психотерапевтов, преподавателей и молодых исследователей, причём для всех участие в пленарных и секционных заседаниях, мастерских и «круглых столах» стало хорошим тренингом осознавания и осмысления сложности и глубины открывающихся знаний о человеке и его бытии, о взаимоотношениях человека и мира, о специфике человеческого вообще. Если первая конференция во многом решала задачу консолидации психологов, работающих в области экзистенциальной философии и психологии, и, в известном смысле, преследовала цель пропаганды экзистенциального направления, зачастую воспринимавшегося как маргинальная ветвь психологического знания, то вторая была ориентирована на постепенное оформление отечественного варианта экзистенциальной психологии, уяснение её актуальной для нестабильного отечественного общества проблемной сферы и поиск ``своих путей'' в ней. Незримым центром обсуждения так или иначе становились проблемы смысла жизни, ценностей человеческого бытия, поиска и выбора жизненных стратегий, закрепления автобиографического опыта отдельной личности, а также новых вопросов, встающих перед человеком в современном социокультурном пространстве.

   Стоит отметить интересную форму организации конференции, когда доклады пленарных заседаний, мастерские, секционные дискуссии и вечерние лекции были связаны общей ``темой дня'': в первый день это были ``Экзистенциальные ресурсы психологического объяснения'', во второй - ``Экзистенциальные ресурсы психологической практики'', в третий - ``Соединение экзистенциальных ресурсов психологического сообщества''.

   Первый день конференции был выдержан в классической академической традиции. Тон был задан тематикой фундаментальных докладов пленарных заседаний (руководители Е.Е.Сапогова и Б.С.Братусь) - ``Экзистенциальная психология как культурно-историческое явление'' (Б.С.Братусь), ``Экзистенциальная психология как психология самодетерминации'' (Д.А.Леонтьев), ``Творчество: конвергенция деятельностного и экзистенциального подходов'' (Д.Б.Богоявленская), ``Творчество. Рефлексия. Самоопределение'' (В.К.Зарецкий), ``Альтернативная психология'' (А.А.Леонтьев), ``Экзистенциальная социология'' (В.С.Собкин), ``Синхронизация и временной синтез: экзистенциально-психологическая реконструкция'' (Ю.К.Стрелков), ``Жизненные программы личности: на пути к индивидуации'' (Р.А.Ахмеров), ``Бытие и пространство'' (А.И.Сосланд). Интерес аудитории вызывали эмоциональный доклад А.М.Лобка ``Экзистенциальный кризис и

потребность в тексте'' и выступление В.В.Нурковой ``Планирование прошлого''. Проблемное поле заседаний, как видно из названий докладов, было достаточно широким и разнообразным. Тем не менее все материалы объединяло стремление не только представить собственное видение вынесенных на обсуждение проблем, но и позиционировать свои исследования в качестве составной части становящегося отечественного экзистенциально-психологического пространства.

   Первое секционное заседание ``Экзистенциальные ресурсы психологической науки и жизни'' (руководители О.В.Лукьянов и Р.А.Ахмеров), мастерские Е.А.Загряжской ``Экзистенциальная психология и психодрама'' и И.Е.Винова «Феномен присутствия в символдраме») и вечерняя лекция Г.Л.Тульчинского ``Постгуманизм и личность'' позволили продолжить начатые на пленарных заседаниях дискуссии, во многом определив ход мысли и настроения следующих дней конференции.

   Второй день работы конференции был не только самым насыщенным и интересным, прожитым психологами на эмоциональном подъёме, но и пронизанным чувством ``общего дела'' участников конференции. Без преувеличения можно сказать, что содержание докладов этого дня помогло создать атмосферу со-творчества, со-думания и со-переживания не только для молодых участников конференции, но и для ``мэтров'' отечественной психологии. На пленарном заседании (руководитель В.В.Нуркова) прозвучали доклады ``Об экзистенциальном праксисе'' (В.В.Летуновский), ``Жизнь и судьба'' (Е.Е.Сапогова), ``Контент-центрированный подход к жизнетворчеству'' (Е.И.Яцута) и ``К экзистенциальной теории развития'' (С.В.Кривцова), вызвавшие огромное количество вопросов и стимулировавшие начало широкой дискуссии, продолженной как в свободном общении участников, так и в работе второго секционного заседания (руководители С.В.Кривцова и А.И.Сосланд) ``Экзистенциальная методология в психологическом исследовании и практике''. Среди большого количества выступлений можно выделить интересные доклады молодых исследователей А.М.Улановского ``Феноменологическое описание в психологии'' и Р.А.Пивоварова ``Нарративная психологическая практика как форма экзистенциально-ориентированной психотерапии''.

   Работа в творческих мастерских ``Экзистенциальные миниатюры'' (С.Б.Есельсон), ``Экзистенциальный тайм-менеджмент'' (В.В.Летуновский), «Ресурсы психической боли» (А.Н.Моховиков), ``Признание'' (Е.Р.Калитеевская), ``Контент-центрированный подход как модель фасилитации жизнетворчества'' (Е.И.Яцута) позволили участникам в полной мере ощутить на себе терапевтические и

развивающие возможности экзистенциальной психологической практики. В общем информационном и эмоциональном контексте второго дня конференции участники смогли по достоинству оценить и вечернюю лекцию А.А.Кроника, посвящённую изложению известной практики каузометрии.

   Пленарное заседание третьего дня конференции (руководитель Д.А.Леонтьев), посвящённого объединению экзистенциальных ресурсов психологического сообщества, открылось пленарным докладом С. Дю Плока (Великобритания) ``История и современное состояние экзистенциально-феноменологической психотерапии в Великобритании'', в котором был отражён организационный опыт британских психотерапевтов по созданию единого научно-практического пространства, в котором возможны обмен информацией, совместный анализ конкретных практических случаев, обобщение частного терапевтического опыта, обсуждение научных публикаций и новых идей в экзистенциальной и феноменологической психологии и~пр. В России также уже накоплен опыт работы Института экзистенциального консультирования и осмысления

религиозного опыта (С.Б.Есельсон) и Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества (Д.А.Леонтьев), ставший предметом обсуждения на ``круглом столе'' конференции. Интерес участников вызвал и доклад С.Л.Братченко «Психология личного вклада: идеи и размышления».

   Пленарные выступления предварили эмоциональное обсуждение возможностей создания российской ассоциации экзистенциальной психологии, начатое на заседании ``круглого стола''. Вполне понятно, что психологическое сообщество, объединённое общими интересами к феноменам человеческого способа проживания жизни, уже нуждается в представительской организационной форме, которая смогла бы позиционировать отечественные изыскания в области экзистенциальной теории и терапии в мировой психологии. Кроме того, как отмечали участники, есть нужда в отдельном печатном органе - журнале, бюллетене: в нём могли бы найти публичное обсуждение как результаты научной работы ведущих специалистов, так и региональные публикации, работы начинающих исследователей. Такое издание могло бы выполнять функции презентации и пропаганды идей экзистенциальной психологии в научном психологическом сообществе России. Безусловно, необходима и координация усилий по проведению обучающих семинаров, научных конференций, тренингов и мастер-групп. Создание ассоциации могло бы стать важным шагом в объединении психологов, ведущих исследовательскую работу в рамках экзистенциальной психологии.

   Вероятно, создание ассоциации экзистенциальной психологии – вопрос ближайшей перспективы. Вторая конференция по экзистенциальной психологии только закончилось, а разъезжающиеся участники стали строить планы относительно третьей, которая, как можно надеяться, состоится через три года.

 

 
liveinternet.ru